Отгадай слово
Предложите такую игру: начните слово, а
ребенок должен его закончить: "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего дайте
несколько слогов, например: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, 30.
Не только хвалите ребенка за правильные
ответы, но и фиксируйте время, которое является показателем быстроты
мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представить себе то, что он
будет сравнивать. Спросите у него: "Ты видел муху? А бабочку?" Задав
вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы:
"Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?"
Дети особенно затрудняются в нахождении
сходства. Ребенок 6—7 лет должен правильно сравнивать: выделять и черты
сходства, и отличительные признаки, находя наиболее существенные.
Используйте такие пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и
избушка; стол и стул; книга и тетрадь;
вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Угадай по описанию
Предложите малышу угадать, о чем (о каком
овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета.
Например: "Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)". Если
ребенок затрудняется с ответом, выложите перед ним картинки с различными
овощами, и он найдет нужный.
Кто кем будет?
Покажите или назовите предметы и явления и
предложите ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем)
будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука,
деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной,
слабый, лето и т. д. Поощряйте ребенка за правильные ответы.
Разложи по порядку
Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок.
Дайте ребенку картинки и попросите их
рассмотреть. Предложите разложить их по мере развития изображенных на
них событий. В заключение ребенок должен составить рассказ по картинкам.
Отгадывание небылиц
Расскажите о чем-то, включив в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен это заметить и объяснить, почему так не бывает.
Например: "Вчера иду я по дороге, солнышко
светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как
выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" — и рога уже
выставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?"
"Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят,
светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков
зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его".
"Пришел я на речку. Смотрю — сидит на
берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг
в воду — и уплыла".
Нелепицы
Предложите ребенку рисунки, которые
содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении
персонажей. Попросите малыша найти ошибки и неточности и объяснить свой
ответ. Предложите рассказать, как бывает на самом деле. |