Как показывает практика, наиболее трудным
моментом для ребенка является способ прочтения так называемого
слога-слияния, состоящего из согласной и последующей гласной буквы. Это
связано с тем, что одна и та же согласная буква в разных слогах может
обозначать разные звуки — твердый или мягкий.
Если после согласной буквы стоит гласная А,
О, У, Ы, Э, то согласный звук произносится как твердый, например в
слогах НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Если после согласной буквы стоит гласная Е,
Ё, И, Ю, Я, то согласный звук произносится как мягкий, например в слогах
НЕ, НЁ, НИ, НЮ, НЯ. В последнем случае буквы Е, Ё, Ю, Я читаются как Э,
О, У, А соответственно.
Безусловно, все эти тонкости языка пока еще
непонятны малышу, да и в объяснениях нет необходимости. Лучше поиграть в
слоги, не деля при этом слоги-слияния на буквы, а называя их целиком.
Через несколько занятий малыш без всяких дополнительных объяснений
поймет принцип чтения слогов-слияний и сможет по аналогии читать и
другие слоги.
Поскольку слоги с гласными Е, Ё, Ю, Я
являются наиболее трудными для чтения, начинать занятия можно со слогов,
включающих в себя гласные буквы А, И, О, У, Ы, Э. В первое время
старайтесь выбирать для игр слоги с одной гласной буквой: БА, ВА, КА,
НА, ПА и т. д. После усвоения ребенком этой группы слогов можно
переходить к слогам с другой гласной, например с буквой О: БО, ВО, КО,
НО, ПО и т. д.
Желательно, чтобы ребенок в процессе игры
называл слоги сразу, а не по буквам. Здесь необходимо терпение: пусть
ребенок в начале обучения сколь угодно долго вспоминает название слога
или тянет первую букву, пока не сообразит, как назвать следующую, лишь
бы он не делал остановки между ними и прочел слог слитно.
Если у малыша возникают трудности при
узнавании или прочтении слога, помогите ему одним из перечисленных ниже
способов. Предложите ребенку варианты правильного ответа на выбор:
"Это БО или ЛО?", "ЛО? ПО? КО?" Возможно,
малыш не узнал или забыл одну из букв слога — в этом случае назовите
буквы сами, но не используйте при этом союз "и". Правильнее спросить:
"Н, О — что получится?" Иначе говоря, не спрашивайте: "Н и О — что
получится?" — это разобьет единство букв и помешает ребенку правильно
сложить слог.
Когда и как играть в эти игры? В любое
время, желательно ежедневно, но не доводя ребенка до усталости. Полезно
также закреплять на видных местах (на стенах комнаты, на дверях, на
мебели ит. д.) карточки с уже встречавшимися в играх слогами, лучше
всего с рисунками.
В гости
Цель: учиться читать слоги, сортировать их по согласной или гласной букве.
Материал: разноцветный картон, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
На альбомных листах нарисуйте буквы,
"оденьте" их в нарядные одежды, нарисуйте им лица и ручки. Для первой
игры достаточно сделать таким образом гласные буквы А, И, О, У, Ы и
несколько согласных букв, например МиП.
Расскажите ребенку сказку о том, как буква М
пошла гулять и по дороге встретила своих знакомых. По ходу сказки
объясняйте, как буквы встречаются друг с другом, здороваются за руки,
общаются. Сначала буква М встретила букву А, они взялись за руки и
сказали: "МА". Когда буква М встретилась с буквой О, они поздоровались и
сказали: "МО". С буквой У буква М поздоровалась уже другим словом:
"МУ". Взяв букву Ы за руку, буква М сказала: "МЫ". А при встрече с
буквой И буква М произнесла "МИ".
Попросите ребенка повторить сказку, дайте
ему возможность соединить буквы ручками друг с другом и произнести, как
они здороваются. Такие же истории придумайте и с другими буквами.
Например, они могут в паре петь песенки-слоги. Согласная буква может
отправиться в лес по грибы или кататься на лифте, ходить в гости к
подружкам — гласным буквам или в магазин и т. п.
Самолетики
Цепь: запоминать слоги, учиться их читать, развивать координацию движений.
Материал: цветная или белая бумага, цветные карандаши или фломастеры.
На листах бумаги напишите слоги, которые
ребенку нужно запомнить и научиться читать. Для этого достаточно 6—10
слогов. Разложите листы на полу — это будут аэродромы. Сам ребенок будет
играть роль самолета. Прочитайте стихотворение о самолете, сделайте
вместе с малышом несколько движений-имитаций (расставьте руки в стороны,
покачайте ими, как крыльями), погудите, как самолет... Скомандуйте, на
какой аэродром приземляться. Говорите от имени диспетчера: "Внимание!
Объявляется посадка на аэродром "КА"" — или другой слог.
После поменяйтесь ролями: пусть теперь
ребенок называет слоги, на которые будет приземляться взрослый.
Специально приземлитесь на неправильный аэродром — ребенок должен будет
вас поправить.
Особый интерес эта игра вызовет у мальчика,
поскольку ее сюжет соответствует темам мальчишеских игр. Чтобы она была
интересна и девочке, переделайте ее, скажем, в игру о бабочках:
вырежьте из цветной бумаги яркие цветы разной формы, напишите на них
слоги, и пусть девочка-бабочка садится на них.
Для игры полезно выбирать слоги, схожие
между собой — имеющие в составе одинаковые согласные или гласные буквы.
Например, в одной игре используйте слоги ГУ, КУ, ДУ, МУ, НУ, ПУ ТУ, а в
следующий раз напишите на аэродромах или цветочках слоги ВА, BE, ВИ, ВО,
ВУ, ВЫ.
Пение со слогами
Цель: запоминать слоги, развивать чувство ритма.
Материал: карточки со слогами.
Для того чтобы ребенок быстрее запомнил
слоги, предложите ему петь их на мелодию любой детской песенки
("Чижик-пыжик", "Жили у бабуси. ..", песни из детских мультфильмов).
Сначала вместо всех слогов в песне пойте слог ЛЯ. Затем по очереди пойте
изучаемые слоги. Помимо прочего, пение развивает чувство ритма,
необходимое для формирования правильной речи.
Конфеты
Цель: сортировать слоги по согласной или гласной букве.
Материал: разноцветный картон, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Вариант 1. Перед началом игры определите, какие слоги необходимо выучить с ребенком. Для одной игры не используйте более 20 слогов.
Из разноцветного картона вырежьте конфетки.
На каждой напишите ее название — слог. На альбомных листах нарисуйте
буквы, из которых состоят эти слоги, оденьте буквы в нарядные одежды,
нарисуйте им лица и ручки. Чем ярче и забавнее будут выглядеть буквы, тем больший интерес они вызовут у малыша.
Расскажите ребенку, что буквы собрались на
праздник, у них есть угощение — конфеты, но сами буквы не могут их
поделить. Предложите малышу помочь буквам: пусть прочтет названия конфет
и раздаст их. При раздаче соблюдайте правило: буква может получить
только ту конфету, в названии которой она сама встречается. Например:
букву У можно угостить конфетами "БУ", "ВУ", "ДУ", "КУ"; букве Т ребенок
может предложить конфеты "ТА", "ТЕ", "ТО", "ТЫ"; конфетка "СА" может
достаться букве С и букве А. Чтобы играть было интереснее,
разговаривайте с ребенком от имени букв.
Вариант 2. Тот же прием можно
использовать в игре в магазин. Приходить за покупками должны буквы:
можете их озвучивать. Конфеты пусть продает ребенок. Сообщите ему
условие: букве продают только те конфеты, в названии которых эта буква
встречается.
Аналогичная этой игра в почту — используйте
те же изображения букв. Дополнительно подготовьте письма для них. Для
этого на конвертиках напишите слоги, состоящие из выбранных букв.
Предложите ребенку разнести почту. Буква может получить только то
письмо, в названии которого она есть.
Магазин
Цель: учиться определять первый и последний слоги в словах.
Материал: предметы, продукты, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Разложите на прилавке разные предметы —
ка-ран-даш, мы-ло, ба-нан, ча-сы, те-ле-фон. Подготовьте деньги для
игры: на листочках бумаги напишите первые слоги названий предметов.
Желательно подбирать предметы таким образом, чтобы их названия
начинались со слога-слияния (согласная буква и последующая гласная). В
нашем примере это КА, МЫ, БА, ЧА, ТЕ. Будут и лишние деньги —
слоги-слияния, на которые нет предметов в магазине, например БУ и СА.
Обратите внимание на то, что в этом и последующих упражнениях нужно
подбирать такие слова, в которых произношение первого слога совпадает с
его написанием (например, слово "вата" подходит, а "вода" — нет:
произносится [вада]).
Продавец — взрослый, покупатель — ребенок.
Главное условие: товар можно купить, только правильно назвав первый слог
слова и заплатив продавцу соответствующие деньги.
После поменяйтесь ролями. При покупке
иногда специально выбирайте неправильный слог. Продавец должен будет
отказать и объяснить, по-
чему он не может продать продукт за предложенные деньги.
В следующий раз в качестве денег
используйте слоги, на которые заканчиваются названия предметов,
например: кол-ба-са — СА; бул-ка — КА; ма-ка-ро-ны — НЫ; мо-ло-ко — КО;
яб-ло-ки — КИ; кон-фе-ты — ТЫ и т. д. |