Задачи: познакомить детей с понятиями
«электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения
с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Материалы: воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики,
пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.
Описание.
Приходит Почемучка и приносит воздушные шарики.
Почемучка. Я хочу вам подарить
необычные шарики.
Воспитатель. Что же в них необычного?
Почемучка. Они у меня
дрессированные. Хотите посмотреть? Потрите воздушный шарик о шерстяной свитер
или шарф и приложите его к стене.
Дети повторяют действия.
Почемучка.
Видите, какие они послушные — держатся за стену, не падают. Воспитатель. Почему
они не падают?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Шарики не падают
потому, что они наэлектризовались. Что мы сначала сделали с шариком? (Потерли о
шерстяную вещь.) Шарик таким образом получил большой заряд. Стена тоже имеет
заряд, но другой. Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные
заряды, так же как и полюсы у магнитов, притягиваются.
Почемучка. Тогда одинаковые
заряды должны отталкиваться? (Да.) Как это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и затем
положим их рядом.
Дети выполняют действия.
Что произошло?(Шарики отодвигаются
друг от друга.) Почему так происходит? (Одинаковые заряды отталкиваются друг
от друга. Дети
зарисовывают результат опыта.
Почемучка. Я слышал, что заряды могут издавать
звук. Так ли это?
Как можно услышать этот звук:
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. Прикрепите большую металлическую скрепку к столу, чтобы она
стояла. С помощью чего можно ее закрепить? Закрепите пластилином.
Возьмите пластмассовую линейку, оберните ее шерстяной тканью и потрите. Теперь
быстро поднесите линейку к верху скрепки. Что услышали? Правильно, послышался треск. Дети
повторяют опыт самостоятельно.
Воспитатель. На что похож этот треск ? А можете
ли вы скачать, когда в природе случается электрическая буря? Если дети затрудняются с ответом, то
можно дать подсказку в виде загадки: Стучит без рук, Горит без огня. Это гром
и... (молния).
Почемучка. Неужели гром и молния вызываются электричеством?
Воспитатель.
Американец Бенджамин Франклин в 1752 году доказал, что молния — это
электрический разряд. Он запустил воздушного змея с металлической пластиной в
грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из нее посыпались искры. Этот
опыт очень опасный, и повторить его никто не смог. Внутри грозового облака
дождевые капли и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в облаке
мощный электрический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака
на землю или на соседнее облако. В результате возникает мощная искра. Это и
есть молния.
Почемучка. А почему мы сначала видим молнию, а потом слышим
гром? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель. Гром и молния рождаются
одновременно, но, так как свет движется быстрее звука, мы видим сначала молнию,
а потом слышим гром.
Почемучка. Если гром и молния образуют мощный
электрический заряд, то пусть они людям приносят пользу. Могут ли они зажигать
лампочки в домах?
Воспитатель. Хоть молния и могуча, расходует она свою силу
очень быстро, запас электричества у нее очень маленький. Почемучка прощается с
ребятами, благодарит за ответы на его вопросы
|