Испытание магнита
Задачи: познакомить
детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и
его особенностями; опытным путем выявить материалы,
которые могут стать магнетическими; показать способ
изготовления самодельного компаса; развить у детей
коммуникативные навыки, самостоятельность.
Материалы: коллаж
«Магнетические и немагнетические предметы», магниты с
разными полюсами, компас, игра на магнитной основе;
канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди,
шурупы, заколки-невидимки; детали конструктора «Лего», карандаши, ластик,
деревянные кирпичи, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка.
Описание. Воспитатель
предлагает детям рассмотреть любую игру на магнитной
основе.
Почему фигурки прилипают? Что такое магнит ?
• Проверка подъемной силы магнита. (Какие предметы
поднимает, а какие нет.)
Магниты притягивают к себе некоторые
предметы. Это явление называется
магнетизмом, а материалы — магнетическими. Не все материалы являются
магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
• Взять
два магнита, проверить: притягиваются ли они друг к другу разными полюсами. Что произошло? (Магниты
со звонким стуком прилипли друг к другу.) Поднести магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что
видим? (Магниты «убегают» друг от друга.)
У любого магнита два
полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые —
отталкиваются.
Где в жизни мы встречаем магниты, и как они помогают людям?
• Соревнование
«Кто быстрее соберет магнетические предметы». (Одна команда собирает руками, другая с помощью магнита.)
Стрелка компаса — это тоже магнит. Компас
помогает людям найти нужную дорогу. Поскольку Земля обладает магнетизмом, то
намагниченный полюс компаса поворачивается к Северному полюсу Земли.
• Как
сделать магнитный компас? Прикоснитесь иголкой к любому магниту, какой найдется: магнитному держателю для мыла, магниту громкоговорителя. Положите
иголку на железные опилки. Что мы видим? Крупинки железа сразу же прилипли к ней. Выходит, стоило иголке «пообщаться» с магнитом, как она и сама стала магнитом — намагнитилась. Но обратите внимание: посередине
иголки крупинок прилипло немного, зато концы облеплены так, что получились «ежики». Значит, на концах магнит притягивает намного сильнее, чем в середине.
Для того чтобы дети еще
раз убедились в этом, им предлагается прикоснуться гвоздем к середине
намагниченной иголки — она не притянется, а прикоснешься к концам — притянется.
То место, где магнит притягивает сильнее
всего, называется полюсом.
Сколько у
иголки таких мест? (Два.) Значит, и полюса два. Есть ли между ними
какая-нибудь разница?
Воспитатель укрепляет с детьми иголку-магнит на
поплавке и опускает в тарелку с водой. Наблюдение: один конец смотрит на север, другой — на юг. Проверка
с помощью компаса. Поворачивают иголку-магнит
наоборот.
Что происходит?
Отвернулась в прежнее положение. Один магнитный полюс все время смотрит на север, а другой все время на юг, поэтому их и назвали —
Северный полюс и Южный полюс. С помощью самодельного
компаса-иголки определяют, что мы видим, когда
стрелка показывает Северный полюс, Южный полюс. (Называют окружающие предметы в заданном направлении.)
О «дрожалке» и
«пищалке»
Задачи: познакомить
детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука — дрожание
предметов.
Материалы: ученическая
линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.
Описание.
Воспитатель. Посмотрите, что для нас
приготовил дедушка Знай.
Как можно
использовать эти предметы? Могут ли они издавать какой-либо звук?
Если предметы неподвижно лежат, то никаких звуков мы не слышим. Услышим ли
мы что-нибудь, если я положу линейку на стол так, чтобы один ее конец свесился
со стола, прижму с силой конец, находящийся на столе, а свисающий дерну за
кончик?
Воспитатель выполняет
все эти действия, дети наблюдают.
Что слышим? (Линейка
издает бархатистый звук, дрожит.)
• Попробуйте
проделать этот опыт.
Воспитатель предлагает
менять длину кончика линейки: то длиннее, то короче.
Зависит
ли звук от длины кончика линейки?
Чем короче кончик, тем
тоньше звук, а чем длиннее, тем звук сердитее. Попробуйте извлечь звук из
проволоки. Как вы это будете делать? (Натягивают проволоку, зацепляя за что-нибудь.)
Какой звук слышите?
Если дернуть
посередине, проволока гудит. Если натянуть сильнее и дернуть, она
тоненько пискнет.
Какие предметы звучат?
Звучат только дрожащие предметы.
Воспитатель. В детстве я очень любила с
подружками разговаривать по спичечному
телефону. Хотите, научу вас их изготавливать?
• Вот
по этим картинкам попробуйте его изготовить.
Предлагается алгоритм действий:
Через центры двух
пустых спичечных коробков протянуть нить.
Закрепить эту нить с обеих сторон с помощью
спичек.
Натянуть нить, передать
друг другу «секрет». Один прижимает коробок к губам и говорит, другой — прикладывает
ухо ко второму коробку и слушает.
Воспитатель. Хорошо ли слышно? Слышат ли
соседи ваши «секреты»? Звук слышат только те, кто участвует в опыте.
Почему
вы слышите друг друга? Звук заставляет дрожать коробок, «бежит» по нитке ко второму коробку. По
воздуху звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим.
• Что может почувствовать сосед при разговоре двоих
по спичечному телефону, если приложит палец к нитке, коробку?
Дети выполняют.
Воспитатель. Палец ощущает колебания.
Спичечный телефон работает по принципу
настоящего телефона. В настоящем телефоне звук бежит по проводам.
• Что будет, если зажать нить посередине рукой ?
Дети проверяют свои
предположения. Телефон не работает. Почему? 3вук передается
при дрожании нити. Если нитка не дрожит, звук не передается.
Каждый шум, который мы слышим, произведен неким колебанием или
очень быстрым движением вперед-назад. Звуки перемещаются в виде волн. Когда
кто-то говорит с тобой, колебания проходят через его рот в воздух
и создают вибрацию воздуха. Колебания достигают уха в виде
звуковых волн, и мы воспринимаем их как звук. А о звуковых волнах
дедушка Знай обещал нам рассказать в следующий раз. |