Секретные
записки
Задачи: выявить возможность
использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание,
йодная настойка; развить у детей самостоятельность.
Материалы: лимон, вата, спички
(палочки), чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители,
настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски,
ручки-невидимки.
Описание. Воспитатель сообщает,
что сегодня в детский сад пришло письмо, и предлагает детям
прочитать адрес (или читает сам): «Санкт-Петербург. Детский сад №... детям
группы... (название группы)». Открывает конверт, обнаруживает
чистый лист
бумаги. Кто же над нами так поту/пил?
Дети рассматривают конверт, письмо. Может быть, оно написано
какими-то светлыми чернилами? Может быть, поднести
письмо ближе к окну? Может быть, возле настольной лампы будет лучше
видно?
Обнаруживается,
что при нагревании появляются буквы, но сложно прочитать, текст получился
нечеткий.
Воспитатель. Что же
делать? Однажды в книге я читала еще об одном способе проявления
невидимых чернил. В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим
раствором смазать лист с письмом.
• Дети выполняют эти действия и
обнаруживают, что письмо легко можно прочитать: «Здравствуйте,
ребята! Это секретное письмо написал вам Незнайка. У нас в Цветочном городе все жители пишут письма невидимыми чернилами. Если разгадаете их секрет, то получите
подарки, которые вручит вам дед Знай. Желаю удачи. Незнайка».
Воспитатель. Как вы думаете, из чего сделаны эти чернила?
• Возьмите разные вещества и попробуйте
найти самые не видимые чернила.
Дети пробуют писать белой гуашью, белой акварелью, пищевыми красителями.
Что удобнее использовать вместо ручки? Белая
краска почти
не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодной настойкой ничего не
изменяется, буквы не проявляются. (Такой же вывод делаем и с пищевыми
красителями.)
Что можно использовать еще
вместо чернил ? Можно ли использовать сок разных фруктов или овощей?
• Дети
берут сок яблока, апельсина, помидора, лимона. Перед этим воспитатель напоминает, что сок
фруктов и овощей от одежды плохо отстирывается, поэтому
надо надеть передни ки. Можно предложить детям немного
развести сок водой.
Дети приходят к выводу, что лучшие невидимые чернила получаются и ижмона.
Воспитатель. Под
воздействием настойки йода содержащийся
в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное
проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.
Дед
Знай. Молодцы, вы разгадали секрет чернил правильно. Возьмите в моем сундучке
подарки от Незнайки.
Дети
достают ручки.
Дед
Знай. Это ручки-невидимки. Попробуйте ими что-нибудь написать или нарисовать.
Дети
пробуют и обнаруживают, что ничего не видно.
Дед
Знай. А теперь потрите лист обратной стороной ручки.
Дети
обнаруживают свои рисунки, надписи.
Дед Знай. Все тайное становится явным.
Дети
благодарят за подарки.
Как сделать звук громче?
Задача: обобщить
представления детей о физическом явлении — звуке: звук слышим с помощью уха,
звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью
звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
Материалы: расческа с мелкими и
крупными зубьями, рупор, слуховая труба,
механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки,
резиновый мяч; музыкальные
инструменты, сделанные с детьми из бросового материала (барабан, маракас, свирель, стеклянный ксилофон, погремушки,
гусли, губная гармошка); рабочие листы для фиксации опытов.
Описание.
Воспитатель.
Придумано кем-то просто и мудро —
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» — солнцу и птицам,
«Доброе
утро!» улыбчивым лицам!
Сегодня к нам пришли в
гости Почемучка, галчонок Любознайка, Капелька. Чем мы можем
развлечь гостей? (Угощение,
игра, интересный рассказ о чем-то, музыка и т.д.) Давайте включим для гостей музыку. (Включает любой музыкальный
фрагмент.)
Что такое музыка? Что такое мелодия? (Звук.)
На столе лежат разные
предметы, посмотрите на них. Они помогут вам вспомнить, что такое звук. Что
сообщают нам звуки? (Звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг
нас, даже если мы не видим источника звука. Например: телефон, шум
дождя, гул автомобиля и т. д.)
Дети вспоминают опыты с линейкой, проволокой.
С помощью чего передается звук? (Звуковых волн.) Как это можно
увидеть?
• Попробуйте бросать камешки в таз с водой. Что
наблюдаете? Зарисуйте, как разбегаются звуковые волны от камешков.
Где звук громче: при бросании в пустой тазик или в тазик с водой?
Воспитатель раздает
детям рабочие листы, дети по схемам выполняют опыты и фиксируют результаты.
Воспитатель. Звук передается с помощью
звуковых волн. Звук непременно должен бежать по чему-нибудь: по воде, по
металлу, по проводу, а чаще всего по воздуху. Помните, как у нас это было со
спичечным телефоном?
С помощью чего мы
слышим звук? Какой орган нам в этом помогает ?
Давайте попросим наши
ушки еще поработать. Проведите пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок. Одинаковый ли вы слышите звук? От чего зависит
частота звука? У расчесок с крупными, редкими зубьями звук низкий,
грубый, громкий. У расчесок с частыми, мелкими зубьями звук тонкий, высокий.
Как
можно усилить звук, если он плохо слышен? (Динамик, микрофон.) А если у нас нет этих
предметов? Для этого нам нужен рупор. Изготовить его можно быстро самим.
Сложите картон в виде конуса. Вот и готов
рупор. Произнесите слова в рупор тихо, громко, изменяя голос. Воспитатель. Как
услышать тиканье часов, не поднося их к уху?
• Сделайте
картонную трубу и подставьте один конец к уху, другой к часам.
Что слышно? Почему
стал слышен звук?
В трубе звуковые волны не рассеиваются, поэтому с ее помощью звук разносится на более дальнее расстояние.
Воспитатель. Мы сегодня порадовали гостей
своими знаниями, а теперь порадуем и своей музыкой.
Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки,
гармошки.
Если все их разом взять,
Дружно вместе заиграть,
Буду здесь я
дирижером.
Кто же вы, ответьте хором! (Оркестр)
Дети берут музыкальные
инструменты и все вместе исполняют любую простую мелодию, предложенную
ребенком или воспитателем. |