Цели:
способствовать уточнению и
закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей: болоньи, капрона,
ситца, мешковины;
поощрять выдвижение детьми
гипотез, развивать умение сравнивать, делать выводы;
расширять словарный запас
детей (болонья, капрон, ситец, мешковина);
развивать умение
договариваться друг с другом для решения общей задачи;
воспитывать аккуратность
при работе с водой.
Материал: набор тканей (10
х 10 см): болонья, ситец, мешковина, капрон; мерная ложка, звонок,
дидактическая игрушка Почемучка, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды,
карточки с символами настроений: ? - удивленно-вопросительное; ?? - очень
удивлённое; ! - радостное, весёлое; !! -очень радостное; • - спокойное; • • -
очень спокойное.
Предварительная работа:
труд в уголке природы, мытьё игрушек, чтение рассказа Е. Пермяк «Как Маша
стала большой», дидактическая игра «Угадай настроение», демонстрация опыта
«Прохождение воды через вату».
Ход занятии
Дети проводят игру «Угадай
настроение» (символы придуманы детьми заранее). Воспитатель обращает внимание
детей на настроение Почемучки и карточку с символами «??». Дети предполагают,
что Почемучка хочет что-то у них спросить.
Почемучка. Мы вчера читали
рассказ про Машу, и мне так захотелось стать большой, что я надела фартук и
решила помыть баночки в своём уголке, и вся промокла. Апчхи! Апчхи! А фартук
такой красивый, и почему он промок? Апчхи! Вы не знаете?
Дети высказывают
предположения (он из ткани; он тонкий; надо надеть другой).
Почемучка говорит детям,
что она ходила в магазин «Ткани», где ей дали различные образцы тканей, но она
затрудняется выбрать ткань, из которой лучше всего сшить фартук. Затем она
предлагает им рассмотреть ткани: болонью, мешковину, ситец и капрон. Из какой
же ткани нужно сшить фартук, чтобы он не промок? Как это узнать? Дети ставят цель:
проверить свойства ткани и выбрать непромокаемую.
Вместе с воспитателем дети
обговаривают способ проверки (необходимо взять ткань, подложить под нее
бумажную салфетку и капать на нее воду).
Воспитатель обращает
внимание детей на то, что образцов тканей на всех не хватит.
Воспитатель. Что же
делать? Какое примем решение?
Дети предлагают взять
каждому по одному виду ткани, а чтобы выбрать самую непромокаемую, нужно
объединиться в подгруппы, чтобы в каждой были все виды ткани. Воспитатель
уточняет, сколько человек будет в подгруппе, почему, какие будут ткани.
Почемучка убеждается, что
все готовы, и дает звонок к началу эксперимента. Дети выявляют самую
непромокаемую ткань и делают выводы.
Выводы: под всеми тканями,
кроме одной, салфетка промокла. Нужно шить фартук из болоньи, она не
пропускает воду, с нее вода скатывается.
Ты, портной,
Такой умелый!
Сшей для куклы
Фартук серый.
Я сама бы сшить могла,
Но пока ещё мала.
Результаты записываются в
дневник экспериментов.
В свободное время дети
вместе с воспитателем шьют для кукол фартуки из выбранных во время
экспериментирования материалов. |