Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением
для человека.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка — набор небольших камешков для
экспериментирования, разных по цвету, качеству поверхности (гладкие и
шероховатые), твердости, форме, один камешек — морской или речной (округлый),
два небольших кремня. Мисочки с водой, в которые ребенок может опустить
камешки. Поднос с песком для выкладывания изображений. Макет горного ландшафта
(его описание дано в подразделе «Экологическая комната»). Образцы больших камней
у эколога. Ящик ощущений, в котором находятся несколько камней. Кусочки
пластилина и пенопласта.
ХОД
ЗАНЯТИЯ
Камешки
на столах у детей спрятаны под салфетками. Эколог предлагает ребенку
определить, что находится внутри ящика ощущений. Вначале ребенок должен
сказать, что он чувствует — какой предмет на ощупь? (Гладкий, шершавый,
угловатый, с острыми краями и т.д.) Кто из ребят видел камни? Где? Горы состоят
из камней. Кто был в горах? (Если есть возможность, показать слайд горного
пейзажа.)
Задание 1. Найти самый большой и самый маленький камешки.
Задание 2. Выбрать самый красивый и объяснить свой выбор.
Задание 3. Закрыть глаза и на ощупь выбрать самый гладкий, самый
круглый камешек, потом — самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый
камень. Это морской камешек. Как дети думают, почему у него нет острых углов? А
раньше были? Эти камешки из моря (реки). Вода передвигает камешки, они
ударяются друг о друга, все острые углы постепенно исчезают, камешек становится
круглым. Вспомнить сказку «О чем шептались камешки».
Задание 4. Рассмотреть камешек через лупу. Кто что видит?
Задание 5. В одну руку взять камешек, в другую — пластилин.
Сжать обе ладошки. Сравнить, что произошло с камешком, а что — с пластилином.
Почему? Камешек твердый, тверже пластилина.
Задание 6. Попробуем что-нибудь нацарапать на камешке. Что
получается? Можно посмотреть через лупу. Почему говорят: «Твердый, как камень»,
«Стоит, как каменный»? Можно постучать камешками друг о друга. Что происходит?
Задание 7. Что будет, если мы положим камешек в воду? Он утонет
или будет плавать? Бросить камешек в воду, наблюдая, что происходит с водой
(образуются круги). Может ли камешек плавать? А кусочек пенопласта? Опускаем
пенопласт, сравниваем. Почему пенопласт плавает, а камешек — нет?
Задание 8. Вынем пенопласт и опустим в миску еще несколько
камешков. Попробуем их на ощупь в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета
мокрые камешки по сравнению с сухими?
Задание 9. Каким камешком лучше всего рисовать? Пробуем. Мелом,
углем.
Задание 10. Сделаем музыкальный инструмент. Положить камни в
металлическую банку из-под кофе или чая, плотно ее закрыть и погреметь. Если
класть разные камешки, то и звук будет разным (этим можно потом заняться в
группе). Как гремит один камешек? Два? И т.п.
Задание 11. Показать детям спичку и два кремня. Как они думают,
что у них общего? Воспитатель берет два кремня и стучит ими друг о друга, дает
детям их понюхать. Чем пахнет? Когда-то древние люди добывали при помощи этих
камней огонь, а теперь мы добываем его при помощи спички. Но есть и кремниевые
зажигалки, где особое колесико высекает искру из искусственного камешка. Пусть
дети представят, что они — древние люди, которым нужно разжечь костер при
помощи кремня (этим дошкольники занимаются с особым удовольствием).
Выводы: камешки бывают твердыми, они отличаются по цвету,
форме; камешки меняют цвет в воде, они тяжелые: тонут в воде. |