Цели:
продолжать
развивать познавательную активность детей
путем моделирования проблемных ситуаций;
формировать
навыки сравнения свойств различных материалов;
развивать
умение делать выводы на основе ранее полученных
знаний;
развивать
дружеские взаимоотношения во время работы;
воспитывать
аккуратность.
Материал:
тазики для воды, картон, поролон, пластмасса, дерево, металл, письмо от
Почемучки.
Предварительная
работа: свободное экспериментирование в течение недели с водой и бумагой,
рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт».
Ход занятия
Дети
получили письмо от Почемучки: «Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо вам за
помощь. Я поняла, что кораблик из бумаги делать нельзя. Но как же тогда я
отправлюсь в путешествие по Клязьме?»
Дети
высказывают предположения. Если среди ответов детей появляется высказывание о
том, что можно изготовить кораблик, то воспитатель развивает эту идею. Если
такого предположения не возникает, воспитатель подводит детей к мысли о том,
что Почемучка сама может построить кораблик, а дети могут подсказать, как и из
чего это можно сделать.
Какими
свойствами должен обладать кораблик?
Держаться
на воде и не тонуть.
Какие
материалы отвечают этим требованиям?
Из
железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать
поролон...
Как
узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?
Дети
выдвигают предложения о способах проверки этих материалов.
Воспитатель
уточняет цели деятельности детей и подводит их к планированию эксперимента:
«Что мы будем делать и для чего?», «Что нам для этого потребуется?»
Дети
находят в группе предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, наливают
воду в тазики, проводят эксперимент.
В
ходе работы воспитатель организует диалог детей с целью осмысления их действий
и прогнозирования результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Что ты
предполагаешь получить?» (Я взял железо, дерево и т.д., чтобы проверить,
тонет оно или нет.)
Индивидуальная
работа с детьми по формулировке выводов:
Что
получилось?
Какие
выводы ты сделал?
А
как это получилось?
Из
чего бы ты посоветовала Почемучке сделать кораблик?
А
это значит...
Выводы:
Я
бы сделал кораблик из дерева — у меня деревяшка не утонула.
А
у меня пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно и из нее построить.
Железка
сразу пошла ко дну, значит, не подходит.
А
поролон сильно намокает — это плохо.
Почемучке
лучше строить кораблик из дерева или пластмассы.
На занятиях по изодеятельности дети рисуют или в Уголке изобретателя
самостоятельно изготавливают из утилизированных материалов образцы корабликов,
устраивают выставку или отправляют их Почемучке. |