Занятие
1
Цели:
формировать у детей представление о свойстве бумаги размокать в воде;
продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
поощрять выдвижение гипотез;
развивать
умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей;
воспитывать положительные взаимоотношения, умение
договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Материал:
тазы для воды (по 1 на подгруппу из 3-4 детей),
тряпочки для вытирания воды, письмо от Почемучки, бумажный кораблик.
Предварительная
работа: конструирование из бумаги
корабликов, чтение стихов: В. Сутеев «Кораблик», С. Маршак «Плывёт,
плывёт кораблик»; дидактическая игра «Подбери слова».
Разработка
детьми правил работы с водой и составление памятки (в виде схемы или в
рисунках).
Ход
занятия
Дети читают письмо от Почемучки: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по реке Клязьме на моём
кораблике». Ребята вместе с воспитателем
рассматривают бумажный
кораблик и высказывают предположения о том, что на нём невозможно
путешествовать (выделяют проблему): нельзя, он маленький; он утонет; он
быстро промокнет; он ненадёжный.
Почемучка высказывает недоверие, педагог подводит детей к необходимости доказать опытным путем, что их
предположения верны.
На начальном этапе необходимо обратить внимание на то, как дети приняли и поставили перед собой цель
эксперимента, опросить как можно большее количество детей («А твоя цель?», «А
что ты хочешь узнать?»).
Дети планируют деятельность, самостоятельно готовят необходимые
для эксперимента материалы: берут бумажные кораблики, тазы, наливают в них воду; делятся на подгруппы по количеству
тазиков (по желанию).
Затем проверяют: тонет или нет бумажный кораблик, степень его надежности. Дети наблюдают, как постепенно
бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной.
Выводы:
у
меня кораблик намок и стал мягким;
я бы не хотел на таком путешествовать, он же утонет;
мой
упал набок, и его залила вода;
нужно сообщить Почемучке, что на бумажном кораблике
путешествовать нельзя, он непрочный, размокает в воде.
Воспитатель.
Как об этом сообщить Почемучке?
Дети решают схематично отобразить результаты экспериментирования и отправляют письмо Почемучке.
Занятие
2
Цели:
продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций;
формировать навыки сравнения свойств различных материалов;
развивать
умение делать выводы на основе ранее полученных знаний;
-
развивать дружеские взаимоотношения во время
работы;
- воспитывать аккуратность.
Материал:
тазы для воды, картон, поролон, пластмасса, дерево, металл, письмо от
Почемучки.
Предварительная
работа: свободное экспериментирование в
течение недели с водой и бумагой, рассматривание иллюстраций из серии
«Водный транспорт».
Ход
занятия
Дети получили письмо от Почемучки: «Здравствуйте, дорогие ребята! Спасибо вам за
помощь. Я поняла, что кораблик из бумаги делать нельзя. Но как же тогда я отправлюсь в
путешествие по Клязьме?».
Дети высказывают предложения. Если среди ответов детей появляется высказывание о том, как можно
изготовить
кораблик, то воспитатель развивает эту идею. Если такого предложения не
возникает, воспитатель подводит детей к мысли о том, что Почемучка сама может
построить кораблик, а дети могут подсказать,
как и из чего это можно сделать.
Воспитатель.
Какими свойствами должен обладать кораблик?
Дети. Держаться на воде и не тонуть.
Воспитатель.
Какие материалы отвечают этим требованиям (держаться на воде и не тонуть)?
Дети. Из железа; из пластмассы; из картона, он прочнее бумаги; можно попробовать поролон...
Воспитатель.
Как узнать, подходят ли предложенные материалы для строительства кораблика?
Дети выдвигают предположения о способах проверки
предложенных материалов.
Воспитатель уточняет цели деятельности детей и подводит их к
планированию эксперимента.
Воспитатель.
Что мы будем делать и для чего? Что нам для этого потребуется?
Дети находят в группе предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона, наливают воду в
тазики, проводят эксперимент.
В ходе работы воспитатель вызывает детей на диалог с целью осмысления
действий и предполагаемых результатов: «Что ты сейчас делаешь? С какой целью?
Что ты предполагаешь получить?» (Я взял
железо, дерево и т. д., чтобы проверить, тонет оно или нет.)
Индивидуальная работа с детьми по формулировке
выводов.
Воспитатель.
Что получилось? Какие выводы ты сделал? А как это получилось? Из чего бы ты
посоветовала сделать корабль Почемучке? А это значит...
Выводы:
я бы сделал кораблик из дерева, у меня деревяшка не утонула;
а у меня пластмассовый кубик не утонул, наверное, можно и из пластмассы построить;
железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит;
а поролон сильно намокает - это плохо;
Почемучке лучше строить кораблик из дерева или пластмассы.
На занятиях по изодеятельности дети рисуют или в
уголке изобретателя в процессе самостоятельной деятельности изготавливают из
бросовых материалов образцы кораблей; устраивают выставку или отправляют их
Почемучке. |