Жизнь
во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше,
тем больше требует от человека не шаблонных,
привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки,
творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед
государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того,
чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно!
- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно
на это указывается в законе РФ «Об
образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность
для совершенствования
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но
эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость
преодоления, радость открытия, радость
творчества.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при
этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать
жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Поэтому на современном этапе все больше уделяется внимания значению практической поисково-исследовательской
деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и
потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в
соответствии с содержанием знания.
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый
интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской
деятельности.
В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную
деятельность, проявляет активность, которая
к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ
используется еще недостаточно широко,
хотя оно является важнейшим средством развития
таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом
причин:
воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами
экспериментирования, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными
материалами;
недостаточно разработана технология организации детского экспериментирования для всех возрастных групп; не
конкретизированы методы и приемы, способствующие овладению навыками исследовательской
деятельностью и развитию творческой активности и самостоятельности; нет
конкретных требований к созданию
предметно-развивающей среды;
не выделены психолого-педагогические основы организации детского экспериментирования в ДОУ.
Таким
образом, актуальность проблемы детского экспериментирования и необходимость
проработки методического аспекта этой
проблемы, которые непосредственно выходят на практическую деятельность
воспитания детей, подводят к выбору
темы исследования.
Тема
исследования: развитие творческой активности и
самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством
детского экспериментирования.
Проблема
исследования: разрешение противоречия между
необходимостью активно использовать детское экспериментирование в целях развития личности ребенка, в
частности его активности и
самостоятельности, и непроработанностью технологии организации этого вида
поисковой деятельности.
Объект
исследования: творческая исследовательская активность
и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования: развитие исследовательской активности
и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.
Цель
исследования: на основе имеющихся методических подходов опытным путем
разработать модель организации детского
экспериментирования как средство развития творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного
возраста.
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период,
оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги,
создавшие первые системы
дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М. Монтессори. В исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца,
Л.А.Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что
возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше,
чем считалось ранее. Ребенок может не
только познавать внешние, наглядные свойства
предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен
усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих
явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения
разнообразных задач.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве
взрослых, которые ставят перед ребенком
определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их
усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент
творческого освоения мира. Оно
должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова) подчеркивается особая
роль проблемного обучения в развитии
мыслительной деятельности детей, их творческих сил. «Мышление, - пишет С. Л.
Рубинштейн, - обычно начинается с проблемы
или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной
ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он
всегда направлен на разрешение какой-то задачи».
В
рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный
опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской
деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не
предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой
опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и
умениями.
Данная
проблема нашла отражение в ряде исследований (Д. Б. Горовикова, М.И.Лисина,
С.Л.Новоселова, Н. Н. Поддьяков), где даны
основные положения о детском экспериментировании как особой форме
поисковой деятельности.
А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин, М.И.Лисин, Е.Е.Кравцова в
своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он
выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок
выступает как свободная личность,
реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.
Именно этот тип активности лежит в основе детского
экспериментирования.
Эта деятельность формируется в русле собственной активности ребенка и интенсивно развивается на протяжении всего
дошкольного детства.
В исследованиях Маневцовой Л. М. отмечается влияние поисково-исследовательской
деятельности на формирование познавательного
интереса у дошкольника, который проявляется в
активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества
вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Итак, познакомившись с исследованиями вышеуказанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на
современном этапе и выделяем основные характеристики детского экспериментирования:
Детское экспериментирование - особая форма поисковой
деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых
мотивов личности, лежащих в основе
самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется
собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов
творчества (продуктивная форма экспериментирования).
Детское
экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды
деятельности, в том числе и игровую.
Таким образом, детское экспериментирование строится самим
ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов
разными способами действий, что способствует
развитию мышления и других сторон личности ребенка.
Детское
экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками
от других видов деятельности, пронизывая все сферы жизни ребенка, не может осуществляться вне деятельности
ребенка, вне самостоятельности, активности, вне его творчества.
Система
работы по организации детского экспериментирования в детском саду строится на
основе знаний возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных
личностных способностей и возможностей.
Теоретической базой опыта работы стали исследования академика Н. Н. Поддьякова, которые помогли выяснить
сущность детского экспериментирования как
формы поисковой деятельности, его
структуру и значение в развитии личности ребенка. Н. Н. Поддьяков
утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития ребенка. Главным его доказательством
является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы
детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже
деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их
саморазвитию. При условии, когда активность
в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка, познание
(поиск знаний) становится творческой формой его жизнедеятельности и строится по
определенной структуре в соответствии с его возрастными особенностями.
Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего
возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми
доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают
овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве
случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Часто
задают вопросы и
пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения
о возможном результате опыта и о способах
его достижения.
Дети
старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения со взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в
целом становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные
способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей активностью
и самостоятельностью. Это .проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке
задачи, прогнозировании результата и т. д.
Поэтому,
на наш взгляд, старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности
и самостоятельности в процессе детского экспериментирования.
В методических рекомендациях Л. Н. Прохоровой подчеркивается значение проблемного
обучения, в частности организации
исследовательской деятельности, в развитии творческой личности, делается упор
на создание предметно-развивающей среды, на предоставление детям свободы
выбора, свободы действий и перемещений в пространстве.
Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова, А. И. Иванова обосновывают подходы к организации детского
экспериментирования в ДОУ с учетом
возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Дополняющие друг друга данные методические работы позволили выстроить определенную модель организации
детского экспериментирования, основанную на
его структуре и возрастных
особенностях детей старшего дошкольного возраста, но она является недостаточной для точного понимания
её воспитателями и массового
внедрения в практику ДОУ, так как отсутствует описание технологии организации и практический материал.
Создание
модели поэтапного обучения (по И. М. Кларину) экспериментальной
деятельности детей старшего дошкольного возраста, разработка требований к предметно-развивающей среде и
расширение комплекса эффективных методов и приемов способствуют
формированию творческой активности и самостоятельности детей.
Сложившаяся
своеобразная система работы по организации детского
экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста показывает
стабильную и положительную динамику развития
интереса детей к поисково-исследовательской деятельности, творческой
активности и самостоятельности.
Задачи
исследования:
изучить
психолого-педагогические основы детского экспериментирования как особой формы
поисковой деятельности, определить его сущность и структуру;
выявить
возрастные особенности творческой активности и самостоятельности старших
дошкольников в процессе детского экспериментирования;