Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Пятница, 19.04.2024, 19:36

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ [387]
ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ [137]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ [221]
ВАЛЕОЛОГИЯ [95]
ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [280]
ОБЖ [89]
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ [228]
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [27]
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ [16]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [37]
ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В ДОУ [17]
Главная » Файлы » РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
09.08.2012, 17:21

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению боль­ших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться то­го, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным чле­ном общества, не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно! - инициативным, думающим, способным на твор­ческий подход к любому делу. Именно на это указывается в за­коне РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает ка­чественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание дейст­вовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настой­чиво продвигаться к намеченной цели.

Поэтому на современном этапе все больше уделяется внима­ния значению практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаружи­ваются лишь там, где есть возможность и потребность преобра­зовать способ практического действия и его предмет в соответ­ствии с содержанием знания.

Поисково-исследовательская деятельность зарождается в не­драх дошкольного детства. В связи с этим особый интерес пред­ставляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности.

В процессе детского экспериментирования ребенок выступа­ет как субъект, самостоятельно строит собственную деятель­ность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.

Вместе с тем детское экспериментирование как форма поис­ковой деятельности в практике ДОУ используется еще недоста­точно широко, хотя оно является важнейшим средством разви­тия таких базисных качеств личности, как творческая актив­ность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин:

воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментиро­вания, так как в имеющихся публикациях в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами;

недостаточно разработана технология организации детско­го экспериментирования для всех возрастных групп; не конкре­тизированы методы и приемы, способствующие овладению на­выками исследовательской деятельностью и развитию творче­ской активности и самостоятельности; нет конкретных требований к созданию предметно-развивающей среды;

не выделены психолого-педагогические основы организа­ции детского экспериментирования в ДОУ.

Таким образом, актуальность проблемы детского экспери­ментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей, подводят к выбо­ру темы исследования.        

Тема исследования: развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста по­средством детского экспериментирования.

Проблема исследования: разрешение противоречия между необходимостью активно использовать детское экспери­ментирование в целях развития личности ребенка, в частности его активности и самостоятельности, и непроработанностью технологии организации этого вида поисковой деятельности.

Объект исследования: творческая исследовательская активность и самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие исследовательской активности и самостоятельности в процессе детского экспери­ментирования.

Цель исследования: на основе имеющихся методиче­ских подходов опытным путем разработать модель организации детского экспериментирования как средство развития творче­ской активности и самостоятельности детей старшего дошколь­ного возраста.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М. Монтессори. В исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного разви­тия детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в систе­мах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать пред­ставления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольни­ков осуществляется при целенаправленном руководстве взрос­лых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их усвоения. Од­нако задача современного обучения состоит не просто в сооб­щении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческо­го освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Па­рамонова) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил. «Мышление, - пишет С. Л. Рубинштейн, - обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоуме­ния, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда на­правлен на разрешение какой-то задачи».

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опо­рой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предла­гают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, ус­тановит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Данная проблема нашла отражение в ряде исследований (Д. Б. Горовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, Н. Н. Поддьяков), где даны основные положения о детском экспериментирова­нии как особой форме поисковой деятельности.

А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисин, Е.Е.Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ре­бенка, когда он выступает как полноценная личность, творец соб­ственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как сво­бодная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности.

Именно этот тип активности лежит в основе детского экспери­ментирования. Эта деятельность формируется в русле собствен­ной активности ребенка и интенсивно развивается на протяже­нии всего дошкольного детства.

В исследованиях Маневцовой Л. М. отмечается влияние по­исково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Итак, познакомившись с исследованиями вышеуказанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на со­временном этапе и выделяем основные характеристики детского экспериментирования:

Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мо­тивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. В детском экспериментировании наиболее мощно прояв­ляется собственная активность детей, направленная на получе­ние новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (про­дуктивная форма экспериментирования).

Детское экспериментирование - стержень любого процес­са детского творчества.

Деятельность экспериментирования пронизывает все сфе­ры детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игро­вую.

Таким образом, детское экспериментирование строится са­мим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на позна­ние свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывая все сферы жизни ребенка, не может осуществляться вне дея­тельности ребенка, вне самостоятельности, активности, вне его творчества.

Система работы по организации детского экспериментиро­вания в детском саду строится на основе знаний возрастных особенностей детей с учетом их индивидуальных личностных способностей и возможностей.

Теоретической базой опыта работы стали исследования ака­демика Н. Н. Поддьякова, которые помогли выяснить сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятель­ности, его структуру и значение в развитии личности ребенка. Н. Н. Поддьяков утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольно­го развития ребенка. Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию. При условии, когда активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка, познание (поиск знаний) становится творческой формой его жизнедеятельности и строится по опре­деленной структуре в соответствии с его возрастными особен­ностями.

Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в лю­бопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоя­тельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Часто задают во­просы и пытаются искать на них ответы. Делают первые по­пытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Их отношения со взрослыми, сверстниками и с окружающим миром в целом ста­новятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умст­венные способности детей, появляется способность анализиро­вать и обобщать. Их деятельность характеризуется большей ак­тивностью и самостоятельностью. Это .проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозирова­нии результата и т. д.

Поэтому, на наш взгляд, старший дошкольный возраст явля­ется наиболее оптимальным периодом для развития творческой активности и самостоятельности в процессе детского экспери­ментирования.

В методических рекомендациях Л. Н. Прохоровой подчерки­вается значение проблемного обучения, в частности организа­ции исследовательской деятельности, в развитии творческой личности, делается упор на создание предметно-развивающей среды, на предоставление детям свободы выбора, свободы дей­ствий и перемещений в пространстве.

Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова, А. И. Иванова обосно­вывают подходы к организации детского экспериментирования в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей старшего до­школьного возраста.

Дополняющие друг друга данные методические работы по­зволили выстроить определенную модель организации детского экспериментирования, основанную на его структуре и возрас­тных особенностях детей старшего дошкольного возраста, но она является недостаточной для точного понимания её воспита­телями и массового внедрения в практику ДОУ, так как отсутст­вует описание технологии организации и практический материал.

Создание модели поэтапного обучения (по И. М. Кларину) экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, разработка требований к предметно-развивающей сре­де и расширение комплекса эффективных методов и приемов способствуют формированию творческой активности и само­стоятельности детей.

Сложившаяся своеобразная система работы по организации детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста показывает стабильную и положительную динамику развития интереса детей к поисково-исследовательской деятель­ности, творческой активности и самостоятельности.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогические основы детского экс­периментирования как особой формы поисковой деятельности, определить его сущность и структуру;

выявить возрастные особенности творческой активности и самостоятельности старших дошкольников в процессе детско­го экспериментирования;


3)  охарактеризовать разработанную модель обучения дет­скому экспериментированию;

4)  апробировать разработанную автором модель организации детского экспериментирования.

Методы исследования:

изучение и осмысление литературы по проблеме исследо­вания;

обобщение данных наблюдений;

диагностика, тестирование;

беседа с психологом;

разработка, обобщение и внедрение передового опыта;

организация обучения детскому экспериментированию;

методы математической статистики.

Содержание исследования.

Формирование интереса у детей к данной деятельности яв­ляется одним из главных факторов и важнейшим условием раз­вития творческого потенциала личности. Для этого в группе создается предметно-развивающая среда — уголок-лаборатория под названием «Ручеёк». Уголок художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые посте­пенно пополняются в связи с расширением тематики экспери­ментов. Для абсолютной безопасности детей при использовании ими различных материалов вместе с детьми разрабатываются правила работы в лаборатории.

Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию разрабатывается система по­знавательных задач, создается любимый ге­рой Капелька, используются разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приема пищи, игр, занятий, на прогулке; используются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Результатом педагогической деятельности является положи­тельная динамика развития интереса детей к поисковой иссле­довательской деятельности.

Так, в начале работы предпочтение исследовательской дея­тельности отдают лишь три ребенка из 16 детей, что составляет 19 % от общего количества детей. С организацией уголка и про­ведением ряда мероприятий - 10 детей (69 %).

Сформировав устойчивый интерес, переходим к обучению. На первом этапе, когда педагог ставит проблему, намечает пути ее решения, а само решение и его поиск самостоятельно осуще­ствляются детьми, важно научить детей самостоятельно подби­рать и находить необходимый материал и оборудование, выпол­нять простейшие действия, видеть результат деятельности, и тем самым развивать собственную исследовательскую активность детей.

Для достижения этих задач используются наводящие во­просы: «Сможешь сделать, как я?», «Что для этого тебе надо?», «Расскажи, что будешь делать», «Где можно взять данные предметы?». Уважительное отношение к любым высказывани­ям детей, их действиям развивают в детях чувство психологи­ческой защищенности; помощь в формулировании и отраже­нии в речи их действий и умозаключений, предоставление сво­боды выбора, свободы действий и перемещения в пространстве способствуют проявлению активности и самостоятельности, настойчивости и уверенности в себе.

Исследование уровня овладения детьми навыками экспери­ментальной деятельности показывает, что к концу первого этапа уже 13 детей из 16 (81 %) овладевают навыком само­стоятельной реализации эксперимента и 4 ребенка (25 %) осваи­вают методы планирования деятельности. Параллельно с иссле­дованием уровня овладения детьми навыками экспериментиро­вания   отслеживается   изменение  степени   активности   детей в процессе обучения. Так, овладение первыми навыками экспе­риментирования способствует повышению познавательной ак­тивности у 38 % детей. Хотя в целом профиль находится в диапазоне пассивности.

На втором этапе обучения, где педагог только ставит проблему, а метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, стоит задача научить детей разными способами находить реше­ние проблемных задач. Используются проблемные вопросы: «Что надо сделать?», «Как можно это проверить?», «Что полу­чится, если...?» и вопросы, побуждающие к демонстрации и раз­витию беглости и оригинальности мышления; создаются специ­альные условия для практики межличностного общения и со­трудничества; идет пополнение уголка новыми материалами и предметами; используется моделирование исследовательской деятельности взрослым - для развития навыков эксперименти­рования и активности у пассивных и застенчивых детей.

Результаты диагностики показывают, что перечисленные методы способствуют повышению уровня овладения детьми деятельностью экспериментирования. Так, по окончании второ­го этапа обучения навыком самостоятельной реализации дейст­вий овладевают все 16 детей (100 %), планированием - 12 детей (75 %), и 3 ребенка (19 %) умеют ставить цель своей деятельно­сти. Увеличивается собственная степень активности детей, что свидетельствует о смещении профиля в положительный диапа­зон.

На третьем этапе обучения, где постановка пробле­мы, отыскивание метода и разработка самого решения осущест­вляются детьми самостоятельно, приходится решать следую­щую задачу: как сделать, чтобы ребенок старшего дошкольного возраста смог самостоятельно пройти через все структурные компоненты детского экспериментирования. Для этого используются такие методы и приемы: работа воспитателя по указанию способов деятельности детей; допущение неточности в действи­ях воспитателя; презентация ребенком своей деятельности; из­готовление карточек с символическим изображением задачи (темы) эксперимента; использование индивидуального дневника наблюдений для фиксирования графическим способом началь­ного и конечного этапов эксперимента; разработка совместно с детьми условных графических обозначений.

По данным диагностики, к концу третьего этапа все дети мо­гут планировать свою деятельность и реализовывать ее в дейст­виях, 75 % детей четко умеют ставить цель предстоящей дея­тельности, 43 % владеют навыком рефлексии; выявляется также повышение активности всех детей. Доказательством является полное смещение профиля в сторону положительного диапазо­на, что свидетельствует об активном включении всех детей в деятельность экспериментирования.

Таким образом, как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивирован­ной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для разви­тия творческой исследовательской активности и самостоятель­ности у детей старшего дошкольного возраста.

Система, разработанная и апробированная на практике, до­казывает свою эффективность. Она является одним из действен­ных способов активизации использования детского эксперимен­тирования в ДОУ в целях развития личности ребенка, в частно­сти его активности и самостоятельности.
Категория: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ | Добавил: admin | Теги: наблюдения в детском саду, мы познаем мир, экспериментирование с дошкольниками, познавательные опыты в детском саду, познавательные опыты для детей
Просмотров: 6042 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2024
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru