Занятие
1
Цели:
продолжать развивать познавательную активность детей через создание проблемных ситуаций;
способствовать освоению детьми правил работы с линейкой
для измерения и построения геометрических фигур;
развивать умение выражать свои мысли понятно для окружающих;
продолжать развивать умение строить свою работу последовательно;
воспитывать аккуратность и точность при выполнении работы.
Материал:
силуэты домов, полоски бумаги (шириной 2 см), клей, линейки, ручки.
Предварительная
работа: чтение сказки «Три поросенка»;
строительные игры; рассматривание картины «Каменщик» из серии
«Знакомство с измерительными приборами: линейкой, сантиметром, циркулем,
рулеткой».
Ход
занятия
Воспитатель сообщает детям, что началось строительство
игрушечного города. Уже есть макеты домов (показывает), осталось только обложить дома кирпичами, но на
кирпичном заводе сломался станок, который
разрезает кирпичи. Скоро зима, и дома необходимо утеплить. Как же быть?
Дети. Мы можем сами разрезать на маленькие кирпичики полоску.
Воспитатель.
Но кирпичи все должны быть одинакового размера. Какой формы кирпичи?
Дети.
Прямоугольной.
Воспитатель.
Ширина кирпича должна быть 2 см (показывает), а длина - 4 см. Как мы
сможем сделать так, чтобы кирпичи все были
одинаковые по длине - по 4 см? (Если дети затрудняются, можно спросить: «Какой измерительный
прибор нам может помочь?»)
Дети.
Можно измерить линейкой.
Воспитатель.
Хорошо. Какие правила нужно соблюдать, чтобы измерение было точным?
Дети. Цифра 0 должна совпадать с началом полоски. Воспитатель. Какова длина нашего кирпича?
Дети.
4 см.
Воспитатель.
Ставим линейку так, чтобы цифра 0 совпала с
краем полоски, и отмеряем 4 см (показывает). Делаем отметку
ручкой - один кирпич готов. Ставим опять линейку так, чтобы цифра 0 совпала с нашей отметкой, и отмечаем 4 см. Ставим отметку ручкой - это второй кирпич. По этим
отметкам мы и будем делать разрезы. Когда кирпичей будет достаточно, нужно их приклеить. Вспомните, как каменщик
укладывает кирпичи, чтобы дом был прочным?
Дети. Нужно, чтобы стыки не совпадали. Если один ряд начинается с целого кирпича, то
другой - с половинки.
Воспитатель.
Что вам нужно для работы?
Дети. Линейка, заготовки для кирпичей, ручка, клей, ножницы.
Воспитатель.
Давайте еще раз вспомним, что ширина у всех кирпичей - 2 см, а длина...?
Дети.4см.
Дети готовят себе все для работы и начинают
измерения. Так как макеты домов
достаточно крупные, работу по выкладыванию стен кирпичами можно вынести вне
занятия.
Воспитатель.
Вот какие теплые будут дома у игрушечных жителей!
Занятие
2
Цели:
- продолжать развивать умение детей пользоваться линейкой для построения геометрических
фигур заданных размеров;
актуализировать знания детей о свойствах стекла (прозрачность,
прочность, сохраняет тепло, пропускает солнечный свет);
поощрять выдвижение детьми гипотез, развивать умение сравнивать, делать выводы;
развивать у детей способность к сравнению, умение обследовать
предметы с разных сторон, выявлять нужные свойства;
воспитывать
чувство взаимопомощи, положительные взаимоотношения, умение договариваться друг
с другом для решения общей задачи.
Материал:
заготовки для окон игрушечных домов (плотная
прозрачная пленка), ножницы, линейка, клей (несколько видов: ПВА, обойный), скотч, ручки, дидактическая
игрушка Почемучка, силуэты игрушек, знаки - символы настроения, силуэты
домов.
Предварительная
работа: вырезание силуэтов домов; обкладывание стен «кирпичами»; дидактическая
игра «Кому что нужно»; знакомство с
измерительными инструментами: линейками разной длины, рулеткой, гибкой
сантиметровой лентой; рассматривание картины «Строитель» из серии «Кем быть?».
Ход
занятия
Почемучка показывает знаки - символы настроения.
Дети отгадывают.
Отмечают, что у Почемучки радостное настроение.
Почемучка.
А знаете почему? Я всю неделю наблюдала за
строительством ваших домов: как вы работали измерительными
инструментами, обкладывая стены дома кирпичами. Мне так хочется еще раз
взглянуть на ваши дома.
Дети показывают свои дома.
Почемучка.
А как вы думаете, кто бы мог поселиться в
ваших домах, какие жители? (Мягкий тигренок, мышка, зайчик,
Барби и др.)
Почемучка.
Ваши дома уже достроены? Как вы думаете, они
готовы принять новых жителей? Все ли в них готово?
Дети осматривают дома и решают, что окна не
застеклены. Если дети затрудняются, то задать наводящий вопрос: «Посмотрите, нет ли незакрытых отверстий в доме?».
Почемучка.
Для чего люди делают в доме окна? (Чтобы было
тепло, чтобы солнышко светило, чтобы смотреть на улицу.)
Почемучка.
Что люди вставляют в оконную раму? (Стекло.)
Какие свойства стекла вам известны? (Не пропускает холод,
через него все видно, оно прозрачное, ветер не попадает в дом, оно прочное, но может от
удара разбиться.)
А чем бы мы могли закрыть наше оконное отверстие, чтобы в доме было тепло и светло?
Дети выдвигают гипотезы: можно вырезать из
бумаги, картона,
из стекла, из красивой тряпочки сделать занавески.
Проверка гипотез с позиции свойств стекла. Дети
останавливаются на версии стекла,
но где в детском саду взять стекло?
-
Чем бы мы могли заменить стекло, что может
быть на него
похоже? (Пленка, клеенка, обложка
для тетради, пластиковая
бутылка.)
Отбор и обсуждение наиболее доступного и лучшего
материала. Дети рассматривают все
материалы.
Воспитатель.
Останавливаемся на пленке, которая плотная
и прозрачная. Как же нам вырезать пленку так, чтобы окно подходило точно по размеру к оконной раме? (Нужно
линейкой измерить все стороны - длину и ширину.)
Какой формы у нас оконная рама? (Квадратной.)
Что
мы знаем о свойствах квадрата? (У квадрата все стороны равны.)
Значит,
сколько сторон мы будем измерять? (Одну.)
Почемучка.
Вы готовы? Можно я буду наблюдать за работой?
Дети готовят себе инструменты: линейки, ручки,
куски пленки, силуэты домиков,
ножницы.
Встает вопрос: «А чем же мы будем приклеивать?».
Дети предлагают несколько способов: клей ПВА,
обойный, скотч
узкий и широкий. В ходе практической деятельности убеждаются, что клей не клеит
пленку, удобнее использовать скотч.
Дети отмеряют на пленке размеры, строят квадрат, отрезают, примеряют к оконной раме, выбирают узкий скотч. Приклеивают
окна.
Почемучка.
А вот и первые жители, как можно их назвать? (Новоселы.)
Дети выбирают силуэты игрушек и поселяют в домики.
Дети
могут просто обрисовать оконный проем, наложив на пленку. Это тоже вариант. Выявить
его плюсы: быстро, удобно, точно по размерам. Выяснить, а настоящие строители
смогут использовать этот способ? (Нет.
Они же не смогут положить стену на землю и обрисовать оконный
проем.)
-
Как же им тогда вставить стекло, чтобы оно
точно подходило по размеру? (Измерить с помощью рулетки.)
Детьми апробируются оба способа. Делается вывод о том, какой способ подходит для детского сада, а какой
- для настоящих строителей. |