В ходе этой беседы воспитатель помогает детям
осознать
значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
Педагог начинает беседу с рассказа о Павлике
(В.
Осеева «Волшебное слово», можно прочитать это произведение).
Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех,
потому
что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на
скамейке и
с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с
кухни,
а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который
направлялся
к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой
грустный.
Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет.
Старичок
хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет
волшебное
слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.
— Кто догадался, о каком волшебном слове идет
речь?
(Пожалуйста.)
— Да, слово «пожалуйста» помогает исполниться
желаемому. Но достаточно ли этого? (Ответы детей.)
— Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику.
Старичок
предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в
глаза
тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным.
Поэтому
Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне
одну
краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал
Павлик
сестре (2—3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке:
«Бабушка,
дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и
попробовал
пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало
даже на
брата. Он взял Павлика кататься на лодке.
В свободное время воспитатель организует игры
детей, в
которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.
В процессе беседы воспитатель вместе с детьми
вспоминает правила вежливого обращения.
— Некоторые дети, — начинает беседу
воспитатель, — не
знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В.
Осеевой).
А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает
очень
обидно, когда их детей называют невоспитанными.
Воспитатель предлагает детям послушать
стихотворение
И. Токмаковой и придумать ему название.
Маша знала слов немало, 
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
И по целым дням
Ей мама
Про него
Твердит упрямо:
— Почему
Такой пустяк
Не запомнишь
Ты никак?
Но молчит она, как рыба,
Вместо каждого... (спасибо).
— Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»?
Зачем?
— Родители делают все, чтобы научить своих
детей
вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать
родители, чтобы научить своих детей вежливости.
Однажды родители решили обратиться к старичку,
который
помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй
Феей.
Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых
детей
в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем,
кто
действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их
выполнять.
Когда дети входили в сказочный город, Фея
дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения
палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость. В
сказочном
городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются
очень
вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили
«здравствуйте», а прощаясь — «до свидания». Если они обращались с
просьбой, они
не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом
«спасибо». Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного
цвета.
Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она
отказалась:
«Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда
— ваша
радость».
— Как по-другому можно назвать вежливые слова?
(Нужные, волшебные...)
— Давайте повторим вежливые слова, которые мы
знаем.
В свободное время можно организовать игру
«Город
вежливых». |