Предварительная работа. Воспитатель беседует с детьми
о том, что они сделали за выходные дни для других членов семьи. Хвалит тех, кто
помогал маме, бабушке. Предлагает детям нарисовать, как они помогали в выходные
дни взрослым членам семьи.
Задачи: формировать и расширять представления детей о
том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях
членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в
обществе и в семье, воспитывать в мальчиках уважительное отношение к женщинам
и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь, а у девочек заботливое
отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
Материал к занятию: иллюстрации с изображением мужчин
и мальчиков, женщин и девочек в семье, выполняющих домашние обязанности.
Вводная часть.
- Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье.
Скажите, что такое семья? (Ответы детей.) Я вам уже говорила, что слово
"семья" состоит из двух слов - "семь" и "я".
Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы
любите делать вместе? (Дети высказываются по желанию.)
Основная часть. Семья может быть большой и маленькой.
А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы. (Предположения детей.
Воспитатель наводящими вопросами помогает.) Можно разделить на взрослых и
детей, пожилых и молодых. А еще можно разделить на мужчин и женщин. В каждой
семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на эти две группы
- мужчин и женщин.
А чем отличаются мужчины от женщин? Вот идете вы по
улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина? Как? Да, мужчины
и женщины выглядят по-разному: они носят разную одежду; у мужчин может быть
борода или усы; мужчины чаще всего выше ростом, мужчины физически сильнее, чем
женщины; обратить внимание на различия в одежде мужчин и женщин.
Да, мужчины, сильнее, чем женщины, даже есть такие
профессии, где могут работать только мужчины. Но мы будем говорить об этом на
следующем занятии. А в семье обязанности мужчин и женщин различаются?
(Предположения детей.) Расскажите, что в вашей семье делают папы, дедушки,
братья? Чем чаще всего занимаются мамы, бабушки, сестры? Кто обычно чинит утюг
и другие электроприборы? Кто может повесить полку на стену? Кто чинит кран,
если он течет?
Но есть правила культуры поведения, которые обязан
выполнять каждый мужчина. Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика
говорят: "Это настоящий мужчина!"? (Рассуждения детей) Мальчики в
нашей группе, конечно, еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях они уже
могут вести себя, как настоящие взрослые мужчины. Давайте подумаем, когда же о
мальчике можно сказать: "Он хоть и маленький, но поступает, как настоящий
мужчина"? Мальчики, вы бы хотели, чтобы о вас так говорили? (Воспитатель
с помощью наводящих вопросов вместе с детьми определяет различные моменты в
жизни в детском саду и в семье, когда мальчики могут себя вести как взрослые
мужчины.) Настоящий мужчина -это защитник. Мальчики должны защищать девочек или
малышей, если их кто-то обижает. Настоящий мужчина редко плачет, он терпит,
даже если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, когда надо будет делать прививки
или укол, если они заболеют, могут вести себя, как настоящие мужчины - не плакать
и терпеть, а поплакать, только когда очень больно. Настоящий мужчина никогда
не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат
сесть девочке, а потом сядут сами. А если они будут ехать в транспорте, то
всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям. Настоящий мужчина
сначала поможет сесть за стол женщине, а потом сядет сам. Наши мальчики тоже во
время занятий могут помогать девочкам сесть, приготовиться к занятиям. А после
занятия помогать выйти из-за стола, убрать со столов. (Показать на какой-либо
паре, как это нужно делать или воспитатель сначала показывает сам, беря на
себя роль мальчика). Во время одевания настоящий мужчина обязательно поможет
женщине надеть пальто. Конечно, наши мальчики еще не смогут помочь надеть
пальто маме, а вот помочь надеть пальто нашим девочкам во время одевания вполне
могут. Когда мы будем одеваться, я вам покажу, как правильно нужно это делать.
Настоящий мужчина никогда не позволит женщине носить тяжести. Конечно, мальчики
еще не смогут нести вместо мамы тяжелую сумку с продуктами из магазина, но
что-то они понести могут. А вот в детском саду расставлять на занятии
физкультурные пособия -это дело мальчиков, корзину с игрушками выносить на
прогулку - тоже дело мальчиков, песок в песочнице поднимать мальчики тоже могут
и не должны разрешать это делать девочкам. А вот когда вы пойдете в школу, то
портфель или ранец, конечно, будете носить сами, а не ваши мамы и бабушки.
Мужчина, входя в помещение, обязательно должен снять головной убор, особенно
нужно это делать, входя в храм. А вот женщина, входя в храм, обязательно должна
надеть платок.
Вот видите, ребята, довольно часто наши мальчики могут
поступать и поступают, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего
дня так и будут себя вести. И мы сможем о них сказать: "Они хоть и
мальчики, но поступают как настоящие мужчины".
Воспитатель предлагает девочкам рассказать о
"мужских" поступках мальчиков группы. Воспитатель ведет беседу о том,
что значит мальчик-защитник, когда его можно назвать мужественным,
внимательным, заботливым по отношению к женщине и девочке и т.д.
Девочки - будущие женщины. А можно ли уже сейчас
сказать о девочке: "Она, как мама, настоящая хозяйка!"? Женщина
всегда должна быть красивой. А когда она красивая? (Предположения детей.) На
девочке может быть очень красивое платье, но волосы будут не причесаны и о ней
не скажут, что она красивая. Поэтому настоящая женщина всегда очень опрятная,
аккуратная и выглядит очень красиво. Наши девочки, хоть и маленькие, могут
выглядеть как настоящие женщины, если будут следить за собой: после сна
причесываться; следить, чтобы не были расстегнуты манжеты платья; не были
спущены гольфы или колготки. Настоящая женщина - хозяйка в доме, у нее везде
порядок, она умеет его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут
сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду
девочки - хозяйки в группе. Мальчики поставили машины после игры, а девочки
попровили, подравняли, и сразу стало красиво. После сна все дети заправили
постели, девочки помогли мальчикам - и в спальне стало красиво.
Настоящая женщина никогда не побежит занимать место:
она знает, что мужчина ей уступит. Вот и наши девочки теперь не будут
торопиться побыстрее занять место, потому что наши мальчики, как настоящие мужчины,
всегда им уступят. Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать.
Она всегда вежливая, женственная. Вы согласны, что когда девочка дерется и
кричит, о ней не скажешь, что она красивая? И, конечно, настоящая женщина не
будет поднимать что-то тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у
нас теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо
торопиться расставлять пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с
игрушками: это сделают мальчики, а девочки им только помогут.
Воспитатель предлагает мальчикам рассказать, какие у
нас замечательные девочки - как маленькие леди и хозяюшки. Воспитатель
рассуждает вместе с детьми, что означает красивая, добрая, милая, заботливая
девочка.
Итак, ребята, мы с вами сегодня говорили о том, что в
поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Вы теперь знаете,
как ведут себя настоящие мужчины и женщины, и постарайтесь вести себя так, как
мы об этом говорили.
Воспитатель предлагает детям сесть вокруг столов и по
очереди рассмотреть семейные альбомы, показать членов своей семьи, рассказать,
чем они любят заниматься - любимое занятие мамы, папы, бабушки, дедушки и др.
Во время рассматривания воспитатель спрашивает, кто это, как зовут и кем он
приходится ребенку. Предлагает детям попросить своих родителей, чтобы они
рассказали о чем-то, что с ними происходило в детстве (самое веселое, самое
грустное или самое страшное).
Заключительная часть. После занятия воспитатель вместе
с детьми подбирает сюжетные картинки с теми правилами общения между мужчиной и
женщиной, о которых они говорили на занятии: девочка накрывает на стол, девочка
помогает мальчику застелить кровать, мальчик помогает девочке надеть пальто и
т.д. Сюжетные картины развешивают в раздевалке, групповой и спальной комнате
как напоминание о правилах, постоянно обращают внимание детей на сюжетные
картины с целью закрепления в поведении определенных навыков.
В качестве рекомендации. В свободное время или на
прогулке воспитатель может провести беседу с мальчиками о настоящих мужчинах:
воспитатель беседует с мальчиками, спрашивает их, были ли на прошедшей неделе
в семье моменты, когда мальчик поступали, как настоящие мужчины, просит рассказать
об этом, напоминает о том, где и как они могут поступать, как настоящие
мужчины; а также может побеседовать с девочками о том, как они помогают дома
маме по хозяйству, напоминает им, что они будущие хозяйки - когда вырастут,
будут как мамы, обращает внимание на внешний вид девочек, хвалит их за
опрятность, за умение следить за своим внешним видом.
Вне занятия воспитатель читает детям рассказ В.
Донниковой "Канавка". После чтения воспитатель предлагает детям ответить
на вопрос: "Можно ли про Витю сказать, что он поступил, как настоящий
мужчина и почему?"
После
занятия воспитатель может провести беседу с родителями о дифференцированном
подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Особое внимание уделять беседе с
родителями мальчиков: рассказывать, где и как родители могут упражнять
мальчиков в мужском поведении, подчеркивая, что старший дошкольный возраст -
очень благоприятное для этого время, когда мальчики с удовольствием подражают
поступкам взрослых мужчин и их внимание необходимо направить на подражание
положительным поступкам. Оформить для родителей материал на эту тему. |