Андриян Николаев на полотнах художника Н.В.Овчинникова (беседа по картинам: «Здравствуй, Земля!» и «На Родине»)
05.01.2011, 19:29
Программное содержание:
- Продолжать учить детей
понимать и «читать» картины разного жанра, умение выражать свою гордость, свое
отношение к герою картины - Андрияну Николаеву.
- Расширить знания детей о
герое космоса через просмотр видеозаписи.
-Воспитывать любовь и уважение к своему
земляку – космонавту А.Г.Николаеву.
- Знакомить дошкольников с социальным миром
людей.
Словарная работа:
Добиваться полного развернутого ответа с использованием сложноподчиненных и
сложносочиненных предложений.
Материалы к занятию:
- картины Н.В.Овчинникова
«Здравствуй, Земля!», «На Родине»;
- наборы картин в
различным жанром;
- видеозапись «Полет
Андрияна Николаева в космос»;
- грамзапись чувашской
песни «Герою космоса».
Предварительная работа:
- Рассматривание картин
Н.В.Овчинникова «Здравствуй, земля!», «На Родине».
- Просмотр видеофильмов,
посвященных 70-летию А.Г.Николева.
- Беседа о жизни
А.Николаева («Детские и школьные годы Андрияна», «Слово о сыне», «Светлые
ключи», «Перед дальней дорогой»)
- Посещение краеведческого
музея (Зал космонавтики)
Ход занятия: Дети входят в
зал и останавливаются у стендас
картинами разного жанра (портрет, натюрморт, пейзаж, сюжет). Воспитатель
предлагает объединить картины по жанрам.
- Почему ты эти картины
объединил в пейзажи? (Потому что на них изображена природа: лес, реки, поля и
т.д.)
- А ты почему считаешь,
что все эти картины относятся к натюрморту?
Таким образом
анализируются сюжетные картины и портрет.
- Сегодня мы будем
говорить о картинах, где изображен человек в честь которого названа самая
главная улица нашего города
Его мы любим всей душой,
И стар, и молодой.
Он дважды космос покорял,
Чувашию всю удивлял.
Про кого же мы сегодня
будем говорить? (А.Г.Николаев)
- Правильно, про Андрияна
Григорьевича Николаева. Что мы знаем про него? (Родился и учился в с.Шоршелы;
трудное детство: отец умер рано, мать четверых детей растила одна; он работал в
колхозе помощником комбайнера; закончил Марпосадский лесной техникум, работал в
Карелии мастером, учился и работал в Центре подготовки космонавтов).
Дети рассказывают из
личного опыта, из увиденного после просмотра видеофильма про А.Г.Николаева
(предварительная работа).
Воспитатель включает
видеозапись полета А.Г.Николаева в космос.
- Вся страна, вся Чувашия
рукоплескала герою космоса. Поэты сочиняли стихи, художники писали картины в
честь Андрияна. Вспомните, пожалуйста, на чьих полотнах мы знакомились с
А.Г.Николаевым. (На полотнах художника Н.В.Овчинникова).
- Напомните, пожалуйста,
название картин. («Здравствуй, Земля!», «На Родине»).
Выставляется картина
«Здравствуй, земля!»
- Что изобразил художник
на картине «Здравствуй, земля!»? (И портрет А.Г. Николаева и пейзаж. А.Г.
Николаев изображен на переднем плане, художник хотел подчеркнуть, что он на
этом полотне самый главный).
- Больше половины пейзажа
занимает небо. Почему художник отдает предпочтение в пейзаже небу? (Потому что
А.Г.Николаев – космонавт, он покорил небо, художник небо и космонавта
взаимосвязывает). Какое здесь небо? (Светлое, честное, с дымкой только что
спустившегося корабля…)
- Какие качества можно
увидеть в характере А.Г. Николаева? (Сильный, уверенный, радостный,
мужественный…)
- Почему Н.В.Овчинников
назвал свое полотно «Здравствуй, Земля!»? (Версии детей)
- О чем думает
А.Г.Николаев глядя в даль?
Чтение стихов детьми:
Люблю тебя, моя Земля,
За твой простор бескрайний,
Люблю твои леса, поля
И душу греющие воды.
Благодарю тебя, моя Земля,
За звездное и чистое небо,
За веру чувашского сына
«Спасибо» - тебе говорю.
Горжусь тобой, моя Земля.
Твоими дочерьми и сыновьями.
Ты поддержи и дай им силу,
Они возвысят твой народ.
Родная Чувашия ждала
своего героя в гости, весь чувашский народ гордился героем космоса. Про него
слагали песни. (можно включить грамзапись с песней в честь героя космоса на
чувашском языке).
И вот А.Г.Николаев со
своей супругой В.Н.Терешковой приехали на Родину, в с Шоршелы (выставляется
картина «На Родине»).
- А что это за люди вокруг
А.Г.Николаева и В.Н.Терешковой? Они тоже с ним приехали? (люди со своей
деревни, близлежащих сел пришли посмотреть на них, выразить свою благодарность,
сказать «спасибо» за мужество…)
- Как народ встречает
своего героя? (Хлебом и солью, пивом, цветами, с радостью, восклицаниями,
гордостью, в чувашской национальной одежде…)
Вот такие слова говорила
Анна Алексеевна сыну при встрече: «Дорогой сынок! Как много людей пришло тебя
встречать. Сам видишь, встречают они тебя как самого дорогого гостя. Будь
достойным сыном Родины, люби свой народ и помогай им, насколько хватит силы.
Помни, за добро платят добром».
- Рад ли А.Николаев этой
встрече? Как вы это заметили? (Добрый, ласковый, открытый взгляд).
- А что бы вы ему сказали,
о чем бы вы его спросили, если бы оказались в этой картине? (ответы детей).
- Чем тебе нравится
А.Г.Николаев, какие его человеческие качества?
- А теперь послушаем его
голос и еще раз посмотрим на него (включается видеозапись встречи А.Г.Николаева
с народом).
- В завершении я хочу вам
прочитать отрывок из стихотворения Петра Градова (внука Максима-Кошкинского)
«Песня об Андрияне Николаеве»