Задачи. Продолжать знакомство детей с
дымковской
игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства для
обогащения
зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
Обратить
внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
Формировать
представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими
материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления
игрушек
нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы
рисовать
узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).
Предварительная работа. Рассматривание
предметов
декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые
вещи
создали мастера - народные умельцы.
Материалы, инструменты, оборудование.
4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк,
баран
и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка,
декорация для
разыгрывания мини-спектакля; дидактическое пособие (таблица) с
характерными
цветосочетаниями и декоративными элементами дымковского промысла.
Альбом для
детского творчества И.А. Лыковой «Дымковская игрушка».
Содержание занятия.
Воспитатель знакомит детей с дымковской
игрушкой.
Примерное содержание рассказа воспитателя
«Игрушки не
простые - глиняные, расписные».
- С высокого берега реки Вятки, на котором
стоит
город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину
- и
зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто
дымкой
окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка,
которую так
и назвали - «дымковская»...
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины
Дымкова
лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями
свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на
лотках
и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром.
Охотно
разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит
народное
гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил
этот
весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и
снова в
Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат
внучек, а
внучки - своих внучек.
И в наше время в Вятке, которая теперь
называется
Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там
не
только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим
груды и
мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для
создания
чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в
штанишках,
барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с
козлятами,
и всё это - настоящее чудо.
Когда наблюдаешь за работой мастерицы,
кажется, что
всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в
колбаску,
вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку
воронкой
- получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула
коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник,
крохотный
носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в
печке.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие,
звонкие.
Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И
выходят
из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки,
пятнышки, точки. Все на своём месте и все горят ярко-ярко. Краски
малиновые,
красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в
хороводе!
Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё
предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце,
легонько
касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место
-
барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки... Вот
теперь
игрушки засветились и стали ещё ярче.
Воспитатель создаёт интерес к дымковской
игрушке:
показывает три-четыре фигурки, которые пришли в гости к детям, и
обыгрывает
эмоциональный диалог между ними. Предлагает детям рассмотреть
дымковские
игрушки и рассказать о них, какие они (весёлые, нарядные, яркие,
красивые).
Сообщает, что на следующих занятиях дети будут лепить и расписывать
дымковские
игрушки, как настоящие мастера.
|