Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи,
художника, скульптора, архитектора, конструктора, музыканта, писателя
занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и
точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета,
звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки
сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития,
достигаемом в детстве.
В дошкольном детстве ребёнок рисует и лепит, вырезает и конструирует,
зачастую начинает считать, писать и читать. Освоение знаний и умений во
всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам
предметов. Полноценное умственное развитие и как его результат -
готовность ребёнка к школе в значительной мере зависит от его сенсорного
развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая
часть трудностей, возникающих перед детьми в 1 -м классе, связана с
недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме,
цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной
культуры, созданной человечеством.
Современный ребёнок рождается и сразу же - с пелёнок и памперсов
-попадает в яркий многоцветный мир. Познание этого мира начинается с
восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания
-запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов
восприятия, являются результатом их переработки.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей
представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних
свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь
цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Сенсорными
эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические
("цветные") цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый,
чёрный.
Хроматические цвета расположены в спектре в строгой
последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины
цветовой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в
спектре не подряд, даёт промежуточный между ними цвет, а смешение
соседних цветов -оттенок (красно-оранжевый, жёлто-зелёный и др.).
Хроматические цвета делятся на две группы - тёплых (от красного до
жёлтого) и холодных тонов (от зелёного до фиолетового). Каждый
хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определённую
светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета
(оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, то есть
примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.
При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно
рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных
предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно,
создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки
цвета, указывают обычно на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-жёлтый),
имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят
изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия
оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки
имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым).
Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного
названия светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и
правильное название. Это относится в ещё большей степени к названию
оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение
между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту
"опредмеченные" названия (лимонный, сиреневый и т.п.).
Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В
природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и
разнообразных сочетаниях. Ребёнка нужно научить обследовать эти
сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных
цветовых тонов, отличать сочетания тёплых тонов от сочетаний холодных.
Очень важно связывать дидактические игры и упражнения на освоение
цвета с различными видами детского творчества - рисованием, лепкой,
аппликацией. Это научит ребёнка вдумчиво и творчески относиться к цвету.
Не случайно Гёте, один из самых тонких знатоков теории цвета
размышлял так: "Цвет сам по себе, независимо от других цветов,
воздействует на нас, так сказать, патологически, уводя в область
определенных ощущений. Временами цвета нас облагораживают, делая
великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и
вульгарности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение
желаний". |