Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы. Цели: познакомить с растениями луга; учить отгадывать загадки; формировать бережное отношение к растениям; закреплять умение рисовать красками Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвует в музыкальной игре «Горшки»; интересуется изобразительной детской деятельностью (декоративное рисование: роспись силуэтов гжельской посуды). Материалы и оборудование: фотографии и загадки растений луга; Красная книга; образцы гжельской посуды. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. - Фея Цветов приглашает нас в удивительное царство луговых трав и цветов. - В каждом крае есть немало мест, где растут одни только травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют лужайками, большие - лугами. - Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные. 2. Беседа о цветущем лугу. - Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели. - Какие растения луга вы знаете? - Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Это мятлик, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. - Что вы знаете об этих растениях? - Кто из животных больше всего любит клевер? - Белый клевер не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного. Покороче и трубочки цветов. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, всегда много пчел. Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу это растение можно больше и не встретить. А вот белый клевер - растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху - словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет красный клевер, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевка приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода. - Сколько лет живет красный клевер? А что вы узнали о белом клевере? - Как листья клевера спасаются от ночного холода? - Ребята, кто из вас на лугу видел растение мышиный горошек? - Почему он так называется? Какая особенность есть у этого цветка? (Он не мог бы жить самостоятельно, ему нужна опора, поэтому он своими усиками обвивает растение.) - Мышиный горошек - это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него по¬меньше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет - ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на «соседей». Цветы у мышиного горошка синие или фиолетовые. В цветках много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей. - Каков внешний вид цветка? - Какую пользу приносит мышиный горошек животным и человеку? - В начале и в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза. На лугу очень много цветущих растений - синих, желтых и красных. К ним относятся и одуванчики, и ромашки, и колокольчики, и многие другие. Носит одуванчик желтый сарафанчик, Подрастет - нарядится в беленькое платьице, Легкое, воздушное, ветерку послушное. - Желтыми россыпями сияет он, куда ни глянь. Луг, на котором растут эти цветы, становится веселым и радостным. Расцветают одуванчики еще в апреле. Но и теплой осенью отыщете вы эти золотые цветы. Растут одуванчики по всей нашей земле, и в каждом месте их называют по-разному. То зубной травой, то молочниками, то пуховиками. Зубной травой называют одуванчик за целебные свойства. С помощью одуванчиков до сих пор лечат самые разные болезни. Молоч¬ником называют одуванчик за белый, как молоко, сок. Коровам, кроликам одуванчики по вкусу. Ну а пуховиками называют одуванчики за их пуховички. Желтая головка одуванчика — это целая корзиночка маленьких цветочков, и вместо каждого из них появляется пуховичок - парашютик. На таких пуховичках-парашютиках при первом же ветерке и отправляются путешествовать семена, но только в ясную погоду. На ночь и при дожде парашютики складываются в плотную трубочку. - Какие имена получил одуванчик? Почему? - Еще один красивый цветок растет на лугах - купальница. Наша купальница растет в Европейской части страны и очень робко заглядывает в Сибирь, а потому ее и называют купальницей европейской. Лепестки золотистого цветка сложены шаром и никогда не раскрываются. В Сибири же растет другая купальница - купальница азиатская (жарки). Цветы у жарков не желтые» а оранжевые, и когда они цветут, то кажется, что по всему лугу зажглось много-много ярких огоньков. В ненастную погоду мелкие насекомые укрываются внутри цветка. Собирая пыльцу и нектар, пчелы и шмели раздвигают лепестки и проникают внутрь цветка. Купальницу еще называют золотой розой. Это растение занесено в Красную книгу. - Какие бывают купальницы? Чем они отличаются? Что представляет собой цветок купальницы? - Пусть цветы на нашей Земле радуют нас и восхищают своей неповторимостью и красотой, не тронутой вами. - Послушайте отрывок из стихотворения Игоря Северянина: Цветы не думают о людях, Но люди грезят о цветах... Цветы не видят в человеке Того, что видит он в цветке... Цветы людей не убивают – Цветы садов, цветы полей... А люди часто их срывают! А люди часто губят их! Порою люди их лелеют, Но не для них, а для себя... В цветах находят развлеченье, Души не видят у цветов... - Существует еще один способ привлечения внимания людей к проблеме охраны растений, имеющих красивые цветы. Это создание особого списка растений, которые находятся на стадии исчезновения, и попытка их сохранить. Я говорю о Красной Книге. Что это за книга? Это печальная книга. Идея ее создания возникла в конце 50-х годов в кругах ведущих ученых-природоохранителей. Нужно было привлечь внимание международного сообщества и правительств отдельных стран к состоянию природы, сигнализировать о необходимости срочности мер по спасению исчезающих животных и растений, мест их обитания. Международная Красная книга была издана в 1966 году. В ней было 25 тысяч видов растений, в том числе и первоцветы. Затем стали создаваться в разных государствах свои Красные книги. Природа так нуждается в нашей помощи и защите. Кто, ребята, из вас встречал в лесу такие растения, как венерин башмачок, купальницу европейскую? Да и знакомы ли вам эти названия? Это редкие виды. Но если вы их встретите в лесу, не стремитесь сразу их сорвать. Не вторгайтесь по праву сильного в их жизнь. Ведь исчезновение этих видов - наша общая вина и беда. 3. Музыкальная игра «Горшки». 4. Декоративное рисование: роспись силуэтов гжельской посуды. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. - Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров гжельской росписи. Для этого вам необходимо выбрать один из понравившихся шаблонов посуды для нашего «чайного сервиза». После завершения вашей работы мы оформим коллективную творческую работу (панно) «Гжельский чайный Сервиз»». - Внимательно рассмотрите основные элементы гжельской росписи на раздаточном материале. Лучше всего в самом начале подчеркнуть горлышко, носик, ручки или основание посуды синей краской, а потом уже приступить к росписи посуды. - Какие виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров? (Майолика, фаянсовая посуда, фарфор.) - Как называются изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Примеры сосудов. (Майолика, квасник, кумган.) - Какую краску используют художники в гжельской росписи? - Все молодцы, хорошо потрудились. Наш стол с чайным сервизом стал просто волшебный, получилось настоящее «голубое чудо на фарфоре». А самое главное - вы попробовали себя в ро¬ли мастеров гжельской росписи. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние И мастерство волшебное достойны восхищения. Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай, Гостей на праздник радостный сердечнее встречай! - Какой цвет используют в гжельской росписи? (Синий, белый, голубой.) - Как называют глиняные изделия, обожженные в печи? (Керамика.) - Какой поселок называют родиной и колыбелью русской керамики? (Гжель.) - Что преобладает в росписи гжельской посуды? (Цветы.) - Как называется декоративный сосуд с кольцевидным туловом, длинным изогнутым носиком, часто на ножках. (Квасник.) - Как называется вид тонкой керамики? (Фарфор.) 5. Рефлексия. - Рассмотрите рисунки на выставке и выберите самые выразительные и аккуратные работы. Как прекрасны все цветы А со мной согласен ты? Вся природа дивным цветом Расцвела. Спасибо, ЛЕТО!