В наше время мало внимания уделяется знакомству детей
и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными
традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному
творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки.
А ведь именно занятия декоративным рисованием могут
научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную
и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку
трудно придумать, но, разумеется, она только в отдельных образах может
заинтересовать детей: конюхи, петухи, наездники, барыни и т. д.
Истоки творческих сил человека восходят к детству -
той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно
необходимы.
Первостепенное значение имеет сама потребность в
художественном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему,
когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик
внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка
становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых
им самим образах.
Задачей воспитателя является создание условий,
направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и
образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной дымковской
игрушке, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат
анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымковская
игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей
дошкольного возраста.
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у
них интерес к этому виду народного творчества.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к
народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской
росписи.
4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему
свойству в развитии эстетического вкуса.
Педагогические средства, рекомендованные для решения
задач:
1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Дидактические игры.
4. Специально организованное обучение в форме занятий.
5. Работа с родителями.
РЕКОМЕНДАЦИИ
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное
воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество
своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить
первоначальное эстетическое воспитание.
Многие дошкольные образовательные учреждения работают
над темой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным
творчеством». Из всего многообразия русских народных промыслов именно «дымка»,
на наш взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера
ребенка.
Работу необходимо начать с создания условий для
приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде
всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать
познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях
дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнить методы и приемы,
используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.
Обучение детей необходимо начать с рассматривания дымковских
игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь
детям разобраться в особенностях дымковской росписи.
Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с
чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета,
нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают
желание самим научиться так расписывать.
Работу по обучению детей рисованию дымковским узором
необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских
узоров.
Реализации поставленных задач способствует составлению
перспективного плана, который отражает последовательность работы.
Работа проводится в первой половине дня (на занятии),
при необходимости и во второй половине дня индивидуально.
Первое занятие направлено на углубленное знакомство
детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красочные
иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ
воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально,
используя различные сравнения, эпитеты, стихи (см. ниже: Художественный
материал).
При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций,
обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько
она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от
восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие
цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально
отзывчив к цвету.
Целью рассматривания изделий дымковских мастеров и их
иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение
элементов дымковской росписи.
На этом же занятии проходит знакомство детей с
элементами данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (держа кисточку
вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).
Все это вызывает у дошкольников интерес к дымковским
игрушкам, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут
поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым
положительным результатам.
Возможно, что после проведения этого занятия не каждый
ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необходимо проводить с
детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи
элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи
и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить
с детьми цветовую гамму, которую используют в дымковской росписи. Вся
индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого
ребенка.
На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми
элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма.
Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить
какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
По ходу занятия следить за правильным положением
кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое,
внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с
трудностями.
Далее проводятся занятия согласно перспективному
плану:
• Знакомство с дымковской игрушкой.
• Волшебные лошадки.
• Распишем наряды козлятам.
• Домашние животные.
• Сказочные птицы.
• Блюдца с узорами.
Целью данных занятий является обучение технике рисования
дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись
плоскостных силуэтов.
При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо
помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать
внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия
к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.
Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу
проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время
заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и красотой.
Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут
оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость
и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.
На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви
к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.
Целевые прогулки проводятся как предварительная работа
по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в
утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является
беседа.
Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы,
но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на
бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению
к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если
приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе,
замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и
т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать
окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это
поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в
развитии эстетического вкуса.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита
мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого
к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже
тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и
сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.
Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не
равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих
глаз красок. «Чувство... цвета является популярнейшей формой эстетического
чувства вообще» (К. Маркс.)
Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным
откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает
цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое
надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так
как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного
восприятия цвета у дошкольников.
Так постепенно можно переходить к творчеству. После
того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у
детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время
дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение
анализировать.
• Парные картинки.
Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой;
выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое
воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Декоративное домино.
Задачи: знакомить детей с элементами различных
росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать
внимание, умение анализировать.
• Собери целое.
Задачи: закреплять знания детей о «дымке»; учить
собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое
воображение.
• Найди пару.
Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными
росписями; выделять из них «дымку»; развивать внимание, мышление, зрительную
память, умение анализировать.
Эти игры помогут детям придумывать новые композиции,
дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры.
Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы
росписи, цветовую гамму.
В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать
выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении
дымковской росписи.
На родительском собрании можно провести беседу с
родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в
которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности
ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое
восприятие всего окружающего мира.
На следующем родительском собрании рассказать об истории
дымковской игрушки, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю
красоту этих глиняных изделий, расписанных яркими красками. Такая
предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так
как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут
рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им
педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим
научиться расписывать «дымковских» лошадок, птичек, барышень и наездников.
Эффективной формой работы с родителями станут домашние
задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми
дымковские узоры и играя в дидактические игры.
С детьми проводятся различные по характеру типы
занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых является
постановка перед детьми познавательных задач, расширение и уточнение знаний.
Эти занятия, занимая основное место в процессе
обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями
дымковской росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или
просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного
элемента на дымковских игрушках, иллюстрациях с изображением дымковских
игрушек. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и
детей, на котором подводится итог проделанной работы.
И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства,
их росписям будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное - дети
прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать
терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она
необходима детям.
В ходе реализации задач необходимо отслеживать
результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по
определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая
показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение
художественной, творческой активности у детей. |