Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 23.09.2023, 10:55

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ

Главная | Мой профиль | Выход | Вход



ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


МЕНЮ САЙТА

ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ [387]
ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ [137]
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМИ [221]
ВАЛЕОЛОГИЯ [95]
ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ [280]
ОБЖ [89]
ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ [228]
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ [27]
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ [16]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ [37]
ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ ДЛЯ АДАПТАЦИИ В ДОУ [17]
Главная » Файлы » РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ (средняя группа)
05.04.2011, 08:44

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются усло­вия приобщения детей к народному творчеству с использовани­ем, например, народной дымковской игрушки.

А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любо­ваться красотой.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую ху­дожественную и педагогическую страницу в народном творче­стве. Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеет­ся, она только в отдельных образах может заинтересовать детей: конюхи, петухи, наездники, барыни и т. д.

Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Первостепенное значение имеет сама потребность в художе­ственном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутрен­нее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.

Задачей воспитателя является создание условий, направлен­ных на развитие художественных способностей детей, вообра­жение и образное мышление, которые способствуют приобще­нию детей к народной дымковской игрушке, помогают закре­пить технические навыки, полученные ранее, учат анализиро­вать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымков­ская игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисо­ванию:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к на­родному творчеству при помощи дымковской игрушки.

3. Сформировать навыки технического исполнения дымков­ской росписи.

4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейше­му свойству в развитии эстетического вкуса.

Педагогические средства, рекомендованные для решения задач:

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Дидактические игры.

4. Специально организованное обучение в форме занятий.

5. Работа с родителями.

РЕКОМЕНДАЦИИ

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и твор­чество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Многие дошкольные образовательные учреждения работают над темой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». Из всего многообразия русских народ­ных промыслов именно «дымка», на наш взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Работу необходимо начать с создания условий для приобще­ния детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно по­степенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об ис­тории этого промысла, уточнить методы и приемы, используе­мые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Обучение детей необходимо начать с рассматривания дым­ковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные соче­тания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.

Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.

2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.

Реализации поставленных задач способствует составлению пер­спективного плана, который отражает последовательность работы.

Работа проводится в первой половине дня (на занятии), при необходимости и во второй половине дня индивидуально.

Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красоч­ные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравне­ния, эпитеты, стихи (см. ниже: Художественный материал).

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или ил­люстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на уме­ние выражать полученные впечатления от восприятия этих из­делий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообра­зие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий дымковских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творче­ству и выделение элементов дымковской росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элемента­ми данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (дер­жа кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).

Все это вызывает у дошкольников интерес к дымковским игрушкам, чувство радости от встречи с прекрасным. После за­нятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и по­радоваться своим первым положительным результатам.

Возможно, что после проведения этого занятия не каждый ребенок справиться с поставленной задачей. Поэтому необхо­димо проводить с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Обведи элемент», в которой дети обучаются технике исполнения данных элементов, «Обведи и раскрась», которая помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую ис­пользуют в дымковской росписи. Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ре­бенка.

На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цве­товая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисо­вания. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

По ходу занятия следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку помо­жет быстрее справиться с трудностями.

Далее проводятся занятия согласно перспективному плану:

• Знакомство с дымковской игрушкой.

• Волшебные лошадки.

• Распишем наряды козлятам.

• Домашние животные.

• Сказочные птицы.

• Блюдца с узорами.

Целью данных занятий является обучение технике рисова­ния дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с эле­ментами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

При знакомстве детей с тем или иным элементом необходи­мо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисо­вать отдельные элементы все более и более уверенно.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу про­явить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и кра­сотой.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неиз­гладимый след в их жизни, сознании.

На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.

Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать за объектами живой при­роды, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умст­венному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Ес­ли приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой яр­ко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развива­ется художественный вкус, он глубже может познать окружа­ющий мир, будет стремиться к созданию красоты своими рука­ми. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.

Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. «Чувство... цвета является популярней­шей формой эстетического чувства вообще» (К. Маркс.)

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ре­бенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечен­но. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художест­венного восприятия цвета у дошкольников.

Так постепенно можно переходить к творчеству. После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свобод­ное от занятий время дидактические игры, развивающие вооб­ражение, память, творчество, умение анализировать.

• Парные картинки.

Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игруш­кой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мыш­ление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

• Декоративное домино.

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

• Собери целое.

Задачи: закреплять знания детей о «дымке»; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

• Найди пару.

Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народны­ми росписями; выделять из них «дымку»; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В течение обучения детей родителям необходимо демонст­рировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении дымковской росписи.

На родительском собрании можно провести беседу с родите­лями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окру­жающего мира.

На следующем родительском собрании рассказать об исто­рии дымковской игрушки, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих глиняных изделий, распи­санных яркими красками. Такая предварительная работа с роди­телями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родите­ли, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендо­ванные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться расписывать «дымковских» лошадок, птичек, барышень и наездников.

Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми дымковские узоры и играя в дидактические игры.

С детьми проводятся различные по характеру типы занятий: занятия по сообщению детям новых знаний, целью которых яв­ляется постановка перед детьми познавательных задач, расши­рение и уточнение знаний.

Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особен­ностями дымковской росписи, учатся рисовать элементы), про­водятся в форме беседы или просто знакомства с новым элемен­том, обязательно с рассматриванием данного элемента на дым­ковских игрушках, иллюстрациях с изображением дымковских игрушек. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделан­ной работы.

И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать тер­пеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде все­го она необходима детям.

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результа­ты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народ­ному творчеству, повышение художественной, творческой ак­тивности у детей.

Категория: ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Добавил: admin | Теги: занятия по ИЗО, учимся рисовать, конспект занятия в детсаду, для воспитателя ДОУ, цвет, ИЗО в детском саду, рисование, дошкольный возраст
Просмотров: 11302 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ГРАММАТИКА В ИГРАХ И
    КАРТИНКАХ


ИГРЫ СО СЛОВАМИ

КВЕСТЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ НА ТЕМУ "КОСМОС"

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ

ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск
Блок "Поделиться"
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp 2023
    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru