Практическое содержание:
- продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой;
- вызывать интерес к народному творчеству, развивать у
детей эстетическое восприятие, чувство цвета;
-учить составлять узор на данной форме из простейших
элементов дымковской росписи;
- закрепить знания цветов, используемых в дымковской
росписи и уметь сочетать их;
- закрепить технические умения: концом кисти рисовать
круги, прямую и волнистую линию, точки-горошины, мазки, клетки;
- пробудить желание помочь козе и козлятам.
Предварительная работа: рассматривание дымковских изделий,
иллюстраций, чтение потешек, рисование вне занятий. Материал: краски, кисти,
формы платья, рубашки.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня я шла на работу в детский
сад и встретила почтальона, а он мне передал из леса письмо от козы и козлят.
Она пишет, что у козлят скоро будет день рождения, а у них нет нарядной
одежды. Коза узнала, что вы умеете рисовать дымковские узоры, и попросила,
чтобы вы им прислали в лес красивые наряды.
Ребята, вы хотите помочь козе и козлятам?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Тогда давайте сядем с вами за столы и
распишем красивые платья и рубашки для козлят. Несколько нарядов я уже расписала,
вот посмотрите, какие красивые, ну а теперь вы постарайтесь.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие элементы
дымковской росписи вы знаете?
Дети. Волнистая линия, прямая линия, круги, точки - горошины,
мази, клетки.
Воспитатель. А каким цветом рисуют дымковские узоры?
Дети. Красным, синим, зеленым, оранжевым и т. д.
Воспитатель. А теперь выбирайте, кто какой наряд будет
расписывать, и начинайте работу.
По ходу занятия воспитатель проводит индивидуальную
работу: следит за осанкой детей, за правильным положением кисти, напоминает,
чтобы не брали много воды, промывали кисти и т. д., поощряет детей.
Работа детей.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые наряды. Я
думаю, что коза и козлята будут очень довольны.
Мне нравится вот это платье (объясняет почему). А
какие наряды нравятся вам? Почему?
Стук в дверь.
Воспитатель. Ребята, кто-то к нам пришел, пойду посмотрю.
(Возвращается с козой.) Вот и коза пришла за нарядами. Все они очень нравятся
ей.
Коза благодарит ребят.
Коза. Я вам в подарок принесла запись с веселой
музыкой, под которую хочу с вами потанцевать.
Танцуют
под веселую музыку. Коза уходит в лес с нарядами, благодарит ребят.
СТИХИ О ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКЕ
Красная девица.
Девица в венце,
Румянец на лице,
Собой хороша,
Стоит не дыша.
Ах ты, девица-краса!
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Она так красива.
Пестрый хоровод.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Я слеплю лошадушку, я ее поглажу
И седельце с бархатом на спине прилажу.
Слепим, высушим - и в печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь»,
печка жаром пышет.
А в печи - не калачи,
а в печи - не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
в печи - игрушки!
Не кастрюли, чугуны - а лошадок табуны.
За лошадками - козел, из печи - и прыг на стол!
Вылезай скорей, медведь!
В печке можно угореть.
Друг за дружкой выплывают утушек-свистулек стаи,
А за ними в свой черед - кукол пестрый хоровод.
Распишу я утушки разными цветами,
Свищет моя утушка разными ладами.
Модница-нарядница, вы куда идете,
С зонтиком и сумочкой глиняная тетя?
Поглядите, каковы! И нарядны, и новы
Расписные сани.
Медведь с гармошкой, солдат с усами,
Козел - золотые рожки да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Лена Гулыга
ЗАГАДКИ
1. Веселая, белая глина, кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребята,
Собачки, гусары и рыбы... А ну назови-ка меня.
(Дымковская игрушка.)
2. Хозяюшка, молодушка,
Что за работница! Обо всем заботится,
На всякое дело годится, что за молодица!
3. Стоит молодушка, а с ней коровушка:
Важная, спокойная, буренушка дойная.
4. У лошадушкиных ног - жеребенок-стригунок.
Погляди на молодца: жеребенок весь в отца!
5. Что за конь! Только тронь -
С всадником вместе ускачет верст за двести.
6. Балалаечник на рыбе он играет неулыбе.
На нем шапка набекрень, балалайка трень да трень!
7. В кокошнике няня, на руках Ваня,
И хорош, и пригож, скоро, Ваня подрастешь!
В. В. Гаврилова
|