Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи,
составлять узор на основе заданной им схемы основного элемента.
Ход игры
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел
расписать какое-то изделие и попросил ребят помочь ему это закончить. Затем
показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит,
что сейчас они вместе это сделают.
а) Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на
образцы элементов хохломской росписи, а воспитатель рисует все, что ребята
придумывают.
б) То же самое, но без образцов.
в) Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
г) То же самое, но без образцов.
Цель: научить в воображении создавать образцы
элементов хохломской росписи, основываясь на их схематическом изображении.
Материал: лист бумаги со схематическим изображением
какого-либо элемента хохломской росписи, краски, кисти, образцы хохломской
росписи.
а) Воспитатель предлагает детям отгадать, какой можно
нарисовать элемент хохломской росписи, глядя на образцы элементов, и
нарисовать его.
б) То же самое, но без образцов.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд,
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
Ю. Николаева
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов
мы можем встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и
в произведениях народных мастеров. Для «Хохломы» эти цвета особенно важны:
красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает
его сияние, кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров
и рассеивают свет. Но прежде чем стать «золотой», хохлома бывает серебряной и
глиняной.
Вначале изготавливают «бельё». Сперва его сушат, затем
шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой. После этого
изделие попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо
подготовить под роспись. Сначала его обмазывают льняным маслом, затем особым
составом (грунтовка). Потом обжигают, после чего художники расписывают изделие
и снова обжигают.
Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши. Там
травка вьется, и цветы растут нездешней красоты. Блестят они как золотые, а
может, солнцем залитые.
ЧАСТУШКИ
Осень, осень, все сама
Прячет злато в закрома.
Ну какое это злато –
Все сплошная Хохлома.
Все листочки как листочки,
Здесь же - каждый золотой,
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Хохлома да хохлома –
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха и курицу!
Я все небо разрисую,
Разрисую Хохломой:
Пусть все летчики летают
Под такою красотой!
Я бегу, устали ноги,
Чем бы можно дух поднять?
Хорошо бы вдоль дороги
Хохлому нарисовать!
Бабка деда не встречает
Бранью или лаской –
Целый день горшки рисует
Золотистой краской.
Бабка деда до обеда,
Заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Я вчера такое видел –
Не расскажешь никому!
Сидит заяц на березе
И рисует хохлому!
Надою я молока
И налью котенку.
Разрисую хохломой
Милую Буренку.
Ох, Россия, ты, Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Городец и Хохлома.
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось:
Хохломой и Городцом
На весь мир прославилась!
|