Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.
Рисование с помощью поролоновой губки, с помощью листьев и ватных
палочек. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью, акварелью). Прививать детям эстетический вкус. Задачи: - Закрепить знания детей о техниках рисования. - Расширить представления о видах пейзажа (морской, городской, сельский). - Продолжать работу по обогащению словарного запаса. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. - Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Оборудование:
лист альбомный, сухие листья, гуашь, баночки для воды, клеенки,
фартуки, акварель, поролоновые тампоны, салфетки, простой карандаш,
кисточки, кисточки - тычки, ватные палочки; фрагменты аудиозаписи
"Времена года, Осень" П.И. Чайковского, ноутбук, экран, проектор, слайды
- картины знаменитых художников. Ход занятия Дети,
сегодня нам пришло письмо от Осени. Она нас просит прислать ей
несколько осенних пейзажей для выставки. Она неоднократно была у нас в
гостях и видела, как вы замечательно рисуете.
Ну что, поможем Осени? Хорошо, но для начала давайте вспомним, что же такое пейзаж и какие виды пейзажей бывают? (ответы детей) Правильно,
пейзаж – это «портрет» природы, изображение окружающего нас мира.
Пейзаж бывает: зимний, осенний, весенний и летний. Пейзаж может быть
морской, городской и сельский. Как вы думаете, почему им дали такие
названия? (ответы детей) Правильно, в морском пейзаже
изображено море (посмотрите слайды), в городском - город, а в сельском –
природа лесов, сёл, полей. Дети, а давайте с вами сегодня,
изобразим великолепную природу нашего края, природу лесов, полей и рек.
Это поистине великолепный природный пейзаж, который можно наблюдать
осенью. Многие поэты и художники были очарованны красотой природы нашей
страны. Послушайте стихотворение о природе, которое написал поэт
Александр Сергеевич Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!.. Приятна
мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и
в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой
волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И
отдаленные седой зимы угрозы. (Показываются картины знаменитых
художников Исаака Левитана "Золотая осень",Клод Моне "Осень", "Улица",
Камиль Писсарро "Осень", Василий Паленов " Золотая осень, Михаил
Иваненко "Осенняя мелодия", Иван Шишкин "Золотая осень".слайды) Посмотрите,
с какой любовью описывает поэт лес. Какие слова он подобрал для
описания разноцветной листвы деревьев. Давайте с вами закроем глаза
представим, что мы с вами оказались в лесу, слышите, как шумит осенний
лес? Посмотрите, идет разноцветный дождь из листочков. Лёгкий ветерок
подхватил листочки и закружил их в осеннем вальсе и снова опустил на
землю. В это время звучит музыка Чайковского П.И. Времена года "Осенняя песня" Открываем
глаза. Ну что, вы почувствовали себя в осеннем лесу? Готовы приступить
к написанию пейзажа? Тогда давайте присядем за столы и приступим. Для начала давайте вспомним, какие материалы для рисования мы обычно используем, а помогут нам в этом загадки. Загадки про краски. Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (кисточка) Познакомимся: я - краска, В круглой баночке сижу. Вам раскрашу я раскраску, А еще - картинки к сказке Нарисую малышу. Ярче я, чем карандаш, Очень сочная... (гуашь) Нанесет она узор Очень трепетный и нежный Будь то небо или бор, Иней тонкий белоснежный, Зеленеющий апрель – Всё раскрасит... (акварель) Молодцы,
разгадали все загадки. Мы можем написать пейзаж и гуашью, и акварелью.
Но сегодня мы будем использовать разные материалы и напишем пейзаж в
нетрадиционной технике. Посмотрите на предметы на своих столах и
перечислите их. Подумайте, как мы можем их использовать. (ответы детей) Посмотрите перед вами чистые альбомные листы, положите их широкой стороной к себе. Как вы думаете, с чего мы можем начать писать с вами пейзаж? (ответы детей) Для того чтобы пейзаж получился действительно красивым нам необходимо провести линию горизонта, а что такое горизонт? (ответы детей) Горизонт - это граница неба с земной или водной поверхностью. Давайте с вами проведем линию горизонта простым карандашом. Как вы думаете, а почему у вас на столах лежат два вида красок, для чего нам это нужно? (ответы детей) Правильно
акварельными красками мы с вами напишем небо, а при помощи гуашевой
белой краски и поролоновой губки нанесем перистые облака. У вас на столах лежат сухие листочки, как вы думаете, зачем они нам понадобятся? (ответы детей) Молодцы! Правильно. С помощью оттиска листьев можно изобразить деревья (наносим краску на листок и прикладываем к бумаге). А какую краску мы для этого используем? и почему? (ответы детей) Все верно гуашь, потому что она более густая и растекаться не будет. А сейчас посмотрите на свои столы, что еще там лежит? и чем мы с вами еще не воспользовались? для чего нам это нужно? (ответы детей) Правильно
у вас на столах лежат кисточки - тычки и ватные палочки, они нам
понадобятся для того, чтобы нарисовать листочки на деревьях и ягоды. Посмотрите, мы нарисовали с вами небо, облака, деревья, листья на деревьях и ягоды, чего же нам не хватает для полной картины? (ответы детей) Все
правильно сказали, давайте сейчас с вами напишем то, что нам
необходимо, каждый своё, можете нарисовать дом в деревне, тропинку в
лесу, опушку леса, мостик через речку, и наш пейзаж завершен. Давайте
отложим наши рисунки на край стола, пусть они высохнут, а мы пока
вспомним, что мы использовали для написания нашего пейзажа и какие виды
пейзажей бывают? и что такое пейзаж и горизонт? (ответы детей) Рисунки
высохли, теперь вы можете подойти и полюбоваться картинами своих
друзей. Посмотрите, какие великолепные получились картины. Я думаю,
Осень будет очень рада показать ваши красивые пейзажи на выставке
рисунков. |