Цели
• Учить детей понимать жанровые особенности натюрморта и
пейзажа; учить рассматривать картину, выделяя средства выразительности,
используемые художником.
• Учить детей рисовать пышные соцветия (сирень, розы,
флоксы, примулы), применяя печатание мятой бумагой.
♦
Учить детей передавать характерные особенности цветов сирени, используя приём
накладывания краски в несколько слоев (каждый следующий слой светлее
предыдущего).
♦
Развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка.
♦
Развивать цветовосприятие и чувство композиции.
Материалы для занятия
♦
Ваза с живой (желательно) или искусственной сиренью.
♦
Репродукции с картин П. Кончаловского «Сирень», М. Врубеля «Сирень».
♦
Бумага для рисования формата А 4.
♦
Небольшие листы бумаги для рисования (в половину или четверть альбомного
листа) для опробования получившихся оттенков.
♦
Гуашь.
♦
Палитра для смешивания красок.
♦
Беличьи кисти.
♦
Мятая бумага.
♦
Баночки с водой, подставки для кистей, салфетки для промакивания кистей,
шпатели для набора гуаши из баночек и перенесения на палитру.

Ход занятия
Часть 1
Введение. Рассматривание живого растения
Воспитатель:
— Ребята, я надеюсь, вы помните тему нашей недели? Конечно,
тут долго и вспоминать не надо, потому что и за окном, и у нас в группе бушует
цветущая весна. Посмотрите, как ожили, потянулись к солнышку, зацвели цветы у
нас на подоконнике. А на нашем участке — целое море одуванчиков, в городе и на
даче расцветает сирень.
Помните, мы с вами говорили о царстве растений? В нем
существуют три больших государства. Вспомните, как они называются?
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель может
помочь им, загадав загадки:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
Я на дерево похож, но не дерево:
У него один ствол, да большой,
А у меня много, но маленьких. (Кустарник.)
Росла на лугу,
Оказалась в стогу. (Трава.)
Отгадав их, дети называют государства деревьев,
кустарников и трав.
Воспитатель:
— Мы с вами уже говорили, что весной цветет всё: и
деревья, и кустарники, и травы. То, что мы с вами привыкли называть цветами, —
это на самом деле лишь малая часть всего многообразия цветов, которые есть в
природе. Цветёт каждая травинка, каждое деревце. Просто иногда цветы эти
незаметны, не так красочны. Как розы или гвоздики, не так ярки и нарядны, как
одуванчики или ромашки. А может быть, они очень маленькие. Поэтому мы их просто
не замечаем.
Но сегодня я хочу поговорить о цветах, которые мы все
хорошо знаем (воспитатель вносит в группу вазу с большим букетом сирени).
Узнаёте? Конечно же, это сирень. А к какому государству в царстве растений
принадлежит сирень? Правильно, это кустарник, который в конце весны — начале
лета замечательно цветёт.
Давайте внимательно рассмотрим цветки сирени. Какие они —
маленькие или большие? Вот один цветок — он совсем маленький, по форме немного
похож на колокольчик, у него четыре лепесточка. Но иногда в этих цветочках
встречается и по пять лепестков.
У нас с друзьями в детстве была игра: мы искали среди
цветков сирени те, у которых было пять лепестков. Считалось, что найти такой
цветок — к удаче. Его нужно было съесть, загадав при этом желание. Мы верили,
что такое желание непременно сбудется.
И все эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые
соцветия. Подумайте, какое растение это вам напоминает? (Воспитатель подводит
детей к построению аналогии между кистью сирени и кистью винограда, кистью
рябины, в которых отдельные ягодки собраны в одну гроздь.)
И еще у сирени есть одна замечательная особенность.
Какая? (Воспитатель выслушивает ответы детей.) Её чудесный аромат.
Как вы думаете, а почему это растение называется
«сирень»? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем при необходимости обобщает
их.)
На самом деле в настоящее время существует очень много
сортов сирени с цветами самой разной расцветки — и белая, и розовая, и
красная, и бордовая. Но какого бы цвета не были цветы, сирень всегда прекрасна.
Вам нравится это растение?
Часть 2
Рассматривание картин, определение их жанра
Воспитатель:
— И многие художники рисовали сирень на своих картинах.
Сегодня я принесла показать вам репродукции двух картин. Вот эту картину
нарисовал Пётр Петрович Кончаловский, а эту — Михаил Александрович Врубель.
Называются картины одинаково — «Сирень». Но всё же они совсем разные. Подумайте
и скажите, чем отличаются эти картины?
Какую сирень изобразил Пётр Кончаловский? (Срезанную, стоящую
в вазе.) К какому жанру принадлежит эта картина? Правильно, это натюрморт.
А про картину Врубеля можно сказать, что это натюрморт?
Правильно, это не натюрморт. Здесь -изображен куст цветущей сирени, рядом с
ней стоит девушка, наверное, она о чем-то мечтает, вдыхая аромат сирени, или
загадывает желания, отыскав цветок с пятью лепестками. Конечно же, это пейзаж.
Посмотрите, как красиво художники изобразили сирень. Поделитесь
своими впечатлениями от этих картин. (Воспитатель выслушивает высказывания
детей.) На картине Врубеля она словно окутана дымкой, кажется, что таким
образом художник изобразил аромат сирени. На картине Кончаловского сирень
словно живая, она как будто дышит.
Обратите внимание, отдельных цветов как будто и не видно.
Кисти сирени изображены цветовыми пятнами, которые имеют разные оттенки
сиреневого цвета. Наверное, если бы художники тщательно вырисовывали каждый
цветочек сирени, картины не получились бы такими выразительными.
Часть 3 Объяснение приемов работы
Воспитатель:
— Сегодня я хочу научить вас рисовать цветы с такими же
цветовыми пятнами. Их мы будем делать с помощью мятой бумаги. Нужно просто
обмакнуть бумагу в краску и оставить отпечаток на листе.
Но и это еще не всё. Каждая кисть сирени, несмотря на
вроде бы однородную окраску каждого цветка, имеет разные оттенки. Как же их
получить? Очень просто. Я беру другой комочек смятой бумаги, обмакиваю его в
краску более светлого оттенка и делаю еще один отпечаток поверх первого. Только
нужно подождать, чтобы первый отпечаток немного подсох. Этот прием можно
повторить несколько раз, тогда получатся более богатые оттенки.
Сначала получим краски нужного оттенка. Где мы смешиваем
краски? (На палитре.) (Воспитатель напоминает детям, что краску из баночек
нужно брать только шпателем, небольшими порциями, смешивать с помощью влажной
кисти, пробовать оттенки на специальном листочке.) А вы помните, как можно
получить разные оттенки одного цвета? Как вы думаете, какие краски нужно
смешать, чтобы получить сиреневый оттенок? Попробуйте смешать синий, красный и
белый цвета.
Часть 4
Определение последовательности работы. Рисование
Воспитатель:
-Давайте договоримся, что сегодня мы будем рисовать натюрморт
— вот эту сирень в вазе. Как вы думаете, какой фон должен быть у нашей картины,
на каком фоне сирень будет смотреться более выразительно? (На светлом.)
Что будем рисовать сначала? (Вазу.) Её можно рисовать с
помощью мятой бумаги или кистью — как вам захочется. Посмотрите внимательно на
форму вазы, подумайте, какое место она будет занимать на листе бумаги? А что
будет центральной частью вашего рисунка?
Какой формы кисти сирени? (Треугольной.) Какой оттенок
сиреневого цвета наносим сначала? (Более тёмный.)
Пока сиреневая краска подсыхает, вы можете нарисовать листья.
Они очень красиво оттеняют цветы сирени. Какого цвета листья? (Ярко-зеленого.)
Следующий этап — наносим краску более светлого оттенка.
В завершение работы рисуем детали, которые помогают
сделать рисунок более выразительным (например, кистью прорисовываем тонкие
веточки или рисуем узор на вазе). Можно и листья нарисовать кистью,
прорисовать их более тщательно, в отличие от цветов сирени.
Воспитатель:
— А вы знаете, ребята, что с помощью этой техники —
рисования мятой бумагой можно нарисовать и другие пышные цветы: флоксы, розы,
примулы на клумбе. Если хотите, можете немного пофантазировать и нарисовать
любой красивый букет в подарок маме.
(Во время рисования включается красивая, тихая музыка.)
Примечание. При определении жанра картины можно использовать
стихотворение «Что я узнал».
ЧТО Я УЗНАЛ
Если видишь: на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется портрет.
А. Кушнер |