Цели
♦
Развивать навыки рисования детей на ткани.
♦
Развивать навыки рисования на ткани, учить видеть разницу материала,
используемого для рисования.
♦
Учить изображению цветов с круглой шапочкой (одуванчиков), используя прием
«узелки».
♦
Отрабатывать навыки нанесения контура рисунка клеем ПВА.
♦
Развивать навыки смешивания красок для получения нужного оттенка.
♦
Учить наносить предварительный контур рисунка с помощью простого карандаша.
Материалы для занятия
♦
Натюрморты с изображением цветов.
♦
Белая хлопчатобумажная ткань формата чуть больше альбомного листа (примерно
35x28 см).
♦
Прочные нитки светлого оттенка (голубые, светло-серые).
♦
Гуашь.
♦
Беличьи кисти № 8.
♦
Клей ПВА в тюбике или пузырьке с длинным узким носиком.
♦
Простые карандаши.
Примечание.
Эта работа может занять не одно занятие, а два: на первом
изображаются шапочки цветов, на втором — рисуются стебли одуванчиков, их
листья.
Предварительная работа: во время прогулки воспитатель
предлагает детям внимательно рассмотреть особенности строения цветка одуванчика,
отметить его особенности: он круглый, пушистый, состоит из множества тонких
лепесточков, растущих из центра цветка.
Ход занятия
Часть 1
Введение. Объяснение приемов работы
Воспитатель:
— Мы уже говорили с вами о том, что многие художники рисовали
на своих картинах цветущие растения. Богатства нашей природы, красота цветов
вдохновляли их на создание произведений искусства.
Вы уже знаете, что рисовать можно разными способами.
Сегодня я предлагаю вам выполнить рисунок на ткани — батик.
Мы уже делали такие рисунки. Ткань — особый материал, она
сильно отличается от бумаги. Давайте вспомним, в чем ее особенности? (Жидкая
краска по ткани растекается.) Какой прием мы применяли для того, чтобы контуры
рисунка не смазывались? (По контуру рисунка наносили узкую полоску клея ПВА.
Застывая, клей не позволяет краске растекаться, контуры рисунка не
размываются.) Этот прием мы используем и сегодня.
Я хочу рассказать вам, как можно использовать для
создания красивого рисунка еще одну особенность ткани — ее пластичность. Ткань,
в отличие от бумаги — материал более пластичный. Например, можно сложить
ткань, смять ее, а потом разгладить или просто намочить — и никаких следов
сгиба или смятия не останется. Бумага таким свойством не обладает.
Эту особенность ткани мы сегодня используем для рисования
одуванчиков. Одуванчики, по моему мнению, самые весенние цветы, потому что они
похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Их круглые головки
раскрываются навстречу утреннему солнцу, а вечером закрываются, провожая его.
Круглые шапочки одуванчиков можно очень красиво изобразить
с помощью узелков, завязанных на ткани. Посмотрите, как я это буду делать.
На куске ткани, на котором я буду рисовать, намечаю те
места, где будут изображены цветки. Давайте договоримся, что изобразим 3—4
пышных, больших цветка. Карандашом ставлю точку в том месте, где будет центр
цветка. Аккуратно беру ткань за одну из этих точек (ткань мягко спадает вниз) и
нитью стягиваю небольшой ее участок (ниже того места, за которое держу
кончиками пальцев). Посмотрите, получился небольшой смятый конус из ткани.
Нитку надо затянуть туго, чтобы он не распустился. Чуть пониже первого круга из
нитки натягиваю второй круг, потом можно сделать третий, даже четвертый.
Кругов должно быть не меньше двух, но не больше четырех. Чем больше у вас
кругов, тем пышнее получится цветок.
Точно так же «завязываю» узелки для второго и третьего
цветков .
Теперь приступаю к рисованию. Вы знаете, что центр
цветочка более темный, желтый цвет в центральной части более глубокий,
насыщенный. Поэтому для раскрашивания первого «узелка» мы возьмем более темный
оттенок желтого цвета. Второй узелок будем раскрашивать более светлой краской,
третий — еще более светлой. Как вы получите более светлые оттенки желтого
цвета? (Смешаем желтую краску с белой в разных пропорциях.)
Обратите внимание, ребята, ткань нужно пропитывать краской
очень тщательно. Когда мы завязывали «узелки», на ткани образовалось множество
складочек. Их нужно очень хорошо прокрасить, пропитать краской, иначе на ткани
останется много белых участков, и красивого цветка не получится. Поэтому не
торопитесь, работайте аккуратно.
Во время работы воспитатель может подсказать детям, как
правильно смешать краски на палитре (делать это они уже должны самостоятельно),
напомнить, что гуашь из баночки на палитру нужно переносить шпателем — для
каждого цветка используется отдельный шпатель. Педагог следит, чтобы его
указания выполнялись в точности, чтобы дети раскрашивали ткань аккуратно, чтобы
краска была не слишком жидкой.
После того, как завершен первый этап — раскрашивание узелков,
воспитатель объясняет детям, что ткань должна немного (примерно 30—40 минут)
подсохнуть. Это время можно использовать для другого занятия. Можно продолжить
рисование и после прогулки, во второй половине дня.
Часть 2
Дорисовка цветков
После того как гуашь немного подсохла (совсем высохла),
нитки снимаются, и ткань расправляется. Как бы ни старались дети, белые полоски
на шапочке цветка всё равно останутся. Поэтому следующим этапом в рисовании
будет их прокрашивание.
Часть 3
Рисование листьев и стеблей, травы, раскрашивание фона
В этой части занятия детям предоставляется большая
самостоятельность, если они уже имели дело с рисунками на ткани. Если же ткань
для детей — материал абсолютно новый, воспитатель должен объяснить ее
особенности.
Для того чтобы жидкая краска не растекалась по ткани
бесформенным пятном, используют прием обведения контура рисунка клеем ПВА.
Сначала на ткань карандашом наносится контур рисунка - в
нашем случае стебель, листья, травинки. Затем по контуру наносится узкая
полоска клея ПВА — либо из тюбика, либо из флакона с узким носиком. Застывая,
клей образует незаметную разделительную полосу, которая не позволяет краске
растекаться по ткани, разные цвета не смешиваются. При необходимости можно
обвести полосой из клея и нарисованные ранее шапочки цветков.
Перед рисованием воспитатель показывает детям несколько
листьев одуванчика, принесенных с участка, напоминая, какая у них форма.
Выбрать цвет фона дети могут самостоятельно. Воспитатель
рассказывает, что для фона краску нужно брать более жидкую — так она легче
пропитывает ткань, ложится ровнее.
Разумеется, во время рисования под ткань нужно подложить
полиэтилен, старые газеты, чтобы краска не испачкала столы.
После завершения рисования воспитатель просит детей рассказать
о своих рисунках, акцентируя внимание на том, какое эмоциональное состояние
было у них во время работы, испытывают ли они чувство удовлетворения после ее
окончания.
Одна из детских работ показана на 2-й странице обложки.
|