Занятие 1.
Цель: Дать понятие о иконе. Рассказать
о её назначении, материале, на котором она
пишется.
Зрительный ряд: иконы "Богоматерь
Умиления”, "Ангел Златые власы”, "Чудо
Георгия”, "Благовещение”.
Методические приемы: Беседа с детьми о
том, кто видел икону, у кого есть икона, кто на них
изображен. Почему икона помещается на виду, на
центральное место помещения – выяснить знания
детей и предложить рассмотреть иконы, поясняя их
содержание.
Дополнить знания детей рассказом о том, что:
"икона”, слово греческое, обозначающее "образ,
изображение”. Выполнялось на досках,
скрепленных между собой, лучше липовых, на них
наносили и наклеивали кусок ткани – холстины,
защищавшее живопись от трещин.
Художник накладывал грунт из рыбьего клея,
смешанного с точеным мелом. Эту массу наносили на
поволоку, полировали до блеска пемзой. Отдельно
готовились краски. Иконы писались натуральными
красками – темперой замешанной на яичном желтке.
Добавлялся пигмент – краситель, получаемый из
драгоценных минералов, цветной гаммы. Голубая, на
иконе "Троица” состоит из растворенного
порошка лазури, растертый в ступе и смешанный с
желтком.
Темпера ложится ровным слоем, но её нельзя
накладывать одну на другую. Когда доска и краски
были готовы, начиналась её роспись.
Писание считалось очень ответственным делом, к
нему готовились, он должен был быть не только
талантливым художником, но и хорошим человеком,
уважаемым среди людей.
Занятие 2.
Цель: Продолжить знакомить детей с
иконой как памятником национальной культуры.
Рассказать о истории её возникновения,
особенностях, как жанра древнерусской живописи,
технике исполнения.
Зрительный ряд: музей "Истоки”,
дворец "Творчества”.
Методические приемы:
- Выяснить знания детей о иконе, способах её
изготовления, материале.
- Дополнить знания рассказом.
I. Икона, не картина, на ней изображен не тот, кто
находится перед глазами, а некий прототип
("Богоматерь”, "Спас нерукотворный”).
К ним прикладываются, ждут избавления,
исцеления, им поклоняются, потому что на них
изображается Христос, Богоматерь, святые.
На Руси к иконописцам относились с большим
уважением. Перед началом работы художник
постился, ходил в баню, перед началом работы
надевал чистую рубашку.
Когда работа была завершена, её покрывали
олифой, конопляным маслом. Она придавала им живой
блеск, защищала от пыли и сырости. Со временем
иконы теряли свой вид, тогда их переписывали,
наносили новую живопись. Так за столетие на
некоторых иконах появилось несколько слоев
живописи разных времен.
II. Рассматривание имеющихся в музее икон:
из чего выполнены, используемые краски, кому
посвящены.
III. Какие иконы дети видели, на чем они
выполнены.
План-конспект занятия в старшей группе на
тему: "Образ женщины-матери на примере
произведений искусств”
Цель:
- Дать образ матери на примере произведений
искусств: жанровой живописи, скульптуры и
художественного слова.
- Побуждать детей высказывать свои мысли и
чувства по содержанию произведений и их
выразительных средствах. Воспитывать чувство
уважения и любовь к матери-женщине.
Зрительный ряд: скульптуры,
репродукции, слайды, по теме "Женщина-мать”.
Методические приемы:
Предложить посмотреть слайды и догадаться, о
ком пойдет речь?
I. Рассматривание с детьми слайдов.
Вывод: Мы говорим о самой прекрасной ,
самой нежной половине человечества, о женщине,
матери, о женской судьбе.
II. Рассматривание репродукции.
- Что бросается в глаза?
- Чем интересно лицо этой женщины?
- Что про неё можно сказать?
- Почему она изображена на втором плане? (Для неё
главное – дети. Это для матери в жизни.)
- Почему старик и её наперсница преклоняются
перед неё ? (Возвеличили её как мать, как
продолжательницу рода, преклонили перед ней
колени.)
Изображение женщины-матери не только на
картинах, но её образ воспевают и в стихах, и в
музыке.
Брюсов.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты в наших буднях образ божества,
И молимся – от века – на тебя.
Слушание "Аве Мария” Гуно (Шуберта).
III. Рассматривание скульптуры "Скорбящая
мать”.
- Что чувствуете вы, глядя на скульптуру этой
женщины? (Отчаяние, потеря детей невозвратима.)
Самая большая потеря, трагедия для женщины,
матери – это потеря детей. Материнское сердце не
сможет смириться с нею никогда.
IV. Рассматривание скульптуры Вутетича
"Родина мать зовет”.
- Что поражает нас в лице, движении? (Мать, взявшая
меч, чтобы защитить своих детей от гибели.)
V. Рассматривание репродукции "Бабушка”
Ремизова.
- Что бросается в глаза?
- Какие чувства вызывает у вас эта женщина?
- Кто она?
- Какая она?
- Что в ней удивительного? (Символ жизни и
старости.)
- Что она вам напоминает? (Старое дерево, давшее
жизнь другому.)
- Счастлива ли она?
- Жалеет ли она, что жизнь прожита?
Послушайте, как об этом говорит женщина –
поэтесса, прошедшая долгий жизненный путь.
М. Цветаева.
Золото моих волос тихо переходит в седость,
Не жалейте – все слилось и спелось…
А. Баев.
Из чего же слагаются годы?
Из минут, из часов и из суток.
Нет, конечно же нет! Из счастья
Их отбросить, забыть не просто!
Только я утверждаю просто
Не из времени, не из горя,
А из счастья, пусть краткого счастья
Лишь из счастья слагаются годы!
|