1. Цвет.
В - знает цветовую гамму для хохломской росписи, три
цвета фона и подбирает цвета соответственно фону.
С - знает цветовую гамму для хохломской росписи,
иногда путает цвета фона, не может самостоятельно подобрать цвета соответственно
фону.
Н - путает цветовую гамму хохломской росписи и плохо
ориентируется в цветах фона, не умеет подбирать цвета соответственно фону.
2. Передача формы.
В - рисует простые и сложные элементы хохломской росписи,
передает точно.
С - рисует точно простые элементы, а сложные немного
искажает.
Н - только простые элементы с искажением, а сложные не
удаются.
3. Умение работать кончиком кисти.
В - хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти.
С - умеет работать кончиком кисти, но преобладает
манера письма всей кистью.
Н - не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция.
В - ребенок видит и украшает полностью всю плоскостную
или объемную форму, создавая единую композицию, используя простые и сложные
элементы хохломской росписи, кайму.
С - ребенок видит часть плоскостного силуэта или
объемной формы и украшает ее; нет единой композиции.
Н - скученное изображение, нет единства.
5. Характер линий.
В - плавная без отрыва. С - прерывистая. Н - не
получается.
6. Какие материалы использовались для создания изображения
при условии самостоятельного их выбора.
В - плоскостной силуэт или объемная форма, кисть,
тычок.
С - плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок. Н -
простой лист, тычок.
7. Уровень самостоятельности выполнения работы.
В - самостоятельно дополняет изображение подходящими
по замыслу элементами, каймой.
С - необходима частичная (небольшая) помощь педагога.
Н - не может.
8. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу
создания изображения.
В - эмоционально относится к заданию, критически оценивает
свои работы и работы других детей.
С - эмоционально относится к заданию, не умеет
критически оценивать работы свои и других детей.
Н - без интереса.
9. Творчество.
В - самостоятельно придумывает композицию, по-своему
изображает элементы росписи.
С - составляет композицию, но для этого ребенку надо
иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога.
Н - рисует только то, что видит, нет творческой
активности.
Итогом систематически проводимых занятий по декоративному
рисованию, наблюдений в природе, рассматривания изделий хохломских мастеров и
их иллюстраций, бесед, работы с родителями, дидактических игр, чтения стихов об
этом виде росписи, развлечений становится появившийся у детей устойчивый
интерес к «хохломе». Почти все дети хорошо ориентируются на листе бумаги,
ориентируются в различных видах росписи, могут отличить элементы хохломы от
элементов «гжели», «дымки», «городца», усваивают цвета, неплохо владеют
кистью. Занятия, проводимые по хохломской росписи, дидактические игры по
данному виду росписи дают возможность детям узнать приемы письма, учат
составлять композиции из причудливых завитков, изящных цветов, ягод.
Для того чтобы знакомство старших дошкольников с хохломской
росписью происходило в творческой рабочей обстановке, необходимо:
1. Обеспечить соответствующую развивающую среду.
2. Определить объем информации, ориентируясь на знания
и опыт каждого ребенка и группы в целом.
3. Создать эмоционально-насыщенный фон занятий, то
есть вызвать различные по силе эмоции и чувства (радость, удивление...).
4. Развивать художественные способности и творческое
воображение у детей через системно-организованный процесс.
5. Применять разнообразные формы и методы работы с
детьми для формирования художественных способностей и творческого
воображения:
- рассматривание иллюстраций и готовых изделий хохломских
мастеров;
- беседы об истории этого промысла, его особенностях;
- занятия-путешествия, викторины;
- дидактические игры; -развлечение-ярмарка;
- чтение детской художественной литературы о данном
промысле.
Ознакомление детей с хохломской росписью лучше проводить
в два этапа (в течение 2 лет), при этом учитывая:
- методику художественного исполнения хохломской росписи
в обучении детей декоративному рисованию;
- последовательность усложнения элементов и композиций
узора при обучении;
- подбор предметов-образцов наиболее высокого
качества, доступных для восприятия дошкольников. |