ЦЕЛИ: формировать умение описывать содержание, колорит
и настроение картины; учить придерживаться структуры описательного рассказа:
начало, середина (ряд микротем), окончание; побуждать использовать в
высказывании выразительные средства.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети рассматривают репродукцию, вспоминают автора и название.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н. Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб
ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Воспитатель предлагает детям выстроить план своего рассказа:
о чем они расскажут вначале, о чем потом и чем завершат свое описание на тему
картины И. Левитана. Напоминает детям о приеме «вхождения в картину», о том,
что можно рассказать на тему картины от своего лица, когда сам как бы
находишься в данном пейзаже.
При рассказывании одним ребенком нужно обращать внимание
других детей на выразительные средства, используемые рассказчиком. В анализе
это можно подчеркнуть еще раз, обратив особое внимание на структуру
высказывания.
В работе с пейзажными картинами, например при рассматривании
картины И. Левитана «Весна. Март», можно активно использовать прием «вхождения
в картину», задавая вопрос: «Что ты стал бы делать, если бы попал в картину?».
Для создания эмоционального фона образного восприятия
используются стихи Н. Рыленкова, И. Бунина, Е. Баратынского. Дети, подходя к
картине, мысленно «входят» в нее, представляя себя в картине, перемещаются по
ней и описывают свои впечатления от присутствия в картине. Рассказы детей в
результате использованного приема приобретают несомненно творческий характер,
они являются как описательными, так и повествовательными, с динамикой действия
и прямой речью.
На занятиях необходимо направлять детей на создание
все более сложных и развернутых высказываний, иногда использовать вопросы,
требующие обстоятельного ответа, причинно-следственного обоснования. |