Программное содержание:
- прививать любовь к русскому народному прикладному искусству
(Хохломе);
- закрепить знания детей об этом виде росписи;
-развивать память, творческие способности детей, чувство
цвета, композиции;
- продолжать учить детей выполнять узор на объемных
формах (ложка, блюдце);
- воспитывать эстетические и этические чувства у
детей;
- активизировать слова: «золотая Хохлома», «фон»,
«растительный орнамент», «тычок», «вежливые слова» (д/игра «Вежливые
прятки»).
Материал: изделия хохломских мастеров, образцы элементов
хохломской росписи, блюдца, ложки из папье-маше, краски, кисти, тычки.
Ход занятия
Веселый Почтальон. Всем детям и даже всем-всем
взрослым необходимо как можно чаще веселиться. Смеяться! И плясать! От этого у
них появляется сказочное настроение. А сказки, как известно, всегда кончаются
добром.
Воспитатель. Ребята, куда же мы с вами попали? Кто из
вас догадался?
Д е т и. В сказочный город вежливых людей.
Воспитатель. Правильно. Об этом городе мы с вами узнали
из книги Людмилы Васильевны Гангнус. А как она называется?
Дети. «Азбукавежливости».
Воспитатель. Каких же людей мы считаем вежливыми?
Дети. Кто хорошо себя ведет, уступает место старшим,
не дерется...
Флюгерный Петушок. Куу-кауреу-куу! С добрым утром,
взрослые и дети! Это вежливый город из всех сказочных городов на белом свете.
Сегодня на главной городской площади будет праздник волшебного рисунка.
Ф е я. Здравствуйте, дорогие гости!
Дети. Здравствуйте!
Фея. Надеюсь, вы узнали меня? Как меня зовут?
Дети. Фея.
Фея. Молодцы, узнали! А вы хотите принять участие в нашем
празднике?
Дети. Да.
Фея. Сказочные мастера сделали много посуды для жителей
нашего чудесного города, а теперь все это нужно расписать, но обязательно
красивым волшебным рисунком. В нашем городе любят один вид росписи:
Как за Волгой яр-хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр-хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Житье пребогато:
Серебряные листья.
Цветы золотые.
- Вы догадались, о какой росписи идет речь?
Дети. Хохлома.
Ф е я. А теперь мы проведем викторину и определим
знатока хохломской росписи. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Кто
наберет больше фишек - тот и победит и получит приз. Первый вопрос: что
характерно для этого вида росписи?
Ребенок. На черном фоне, а также на красном, желтом
рисуются завитки, травка, листья, ягоды.
Фея. Обратите внимание на эти предметы. Все они украшены
хохломской росписью. Эту роспись придумал народ. Мастера посвятили этим узорам
много песен, стихов. В них прославлялась родная природа, из которой взяты
элементы для золотой Хохломы. А вы можете прочитать стихи о Хохломе?
Дети читают стихи.
Фея. Хорошо вы читаете стихи - значит, вам тоже
нравится этот вид росписи. Следующий вопрос: какими элементами пользуются
мастера?
Ребенок. Ягоды, травка, завиток, листочек, кайма.
Фея. Как называется узор из цветов, трав, ягод?
Ребенок. Растительный орнамент.
Фея. А вы знаете главную особенность хохломской
росписи?
Ребенок. Художник никогда не вычерчивает четких контуров
в узорах, а выполняет роспись непосредственно от руки кистью.
Фея. Эта роспись от руки кистью и родила кудреватость
хохломских травок, мягкость очертаний лепестков и листьев. Нужно очень большое
мастерство, точность руки и глаза для того, чтобы тонкой кисточкой написать
изящные узоры. Но хохломские мастера работают не только кистью, а чем еще?
Ребенок. Трафаретом (тычком).
Фея. Для чего же используют художники «тычок»?
Ребенок. Чтобы за короткое время расписать много изделий.
Чтобы ягодки были одинаковые, ровные.
Фея. Как нужно располагать узор на ложке?
Ребенок. Внутри и снаружи ложки рисуют одинаковые
узоры. На конце ложки и по краям проводят одним цветом кайму.
Фея. Как нужно располагать рисунок на блюдце?
Ребенок. Основной узор в середине, а по краю кайма.
Фея. Давайте посмотрим: кто же оказался знатоком хохломской
росписи?
Подведение итогов. Награждение.
Флюгерный Петушок. Кууукауреуу-куу! Все мальчики й
девочки! Начинается конкурс на звание лучшего художника! Скорее в мастерские!
Там вы получите волшебные кисточки и краски.
Фея. Сейчас мы станем мастерами-художниками. Главным
художником буду я. Я вам буду помогать, советовать, а вы будете работать в
разных цехах. Вот тут будет цех по росписи ложек, здесь - по росписи блюдец.
Каждый из вас идет в тот цех, в котором ему хочется поработать. Образец
нужного вам элемента росписи можете взять к себе на рабочее место. А теперь за
дело. Рисуйте аккуратно, и у вас получится волшебная роспись. Надеюсь, что
расписанная вами посуда понравится жителям нашего города, ну а лучший художник
получит приз.
В конце занятия жюри выбирает три лучшие работы.
Фея. Пока жюри выбирает лучшие работы, мы с вами поиграем
в любимую игру нашего сказочного города. Думаю, вы догадались в какую?
Дети. Вежливые прятки.
Фея. Правильно, ребята. Ведущим будет наш Веселый Почтальон.
Дети играют в «Вежливые прятки». Награждение победителей.
Флюгерный Петушок. Кууукауреуу-кууу! На этом наш
праздник заканчивается. Благодарим всех девочек и мальчиков, принявших участие
в празднике волшебного рисунка!
Фея, Флюгерный Петушок, Веселый Почтальон. До
свидания, ребята! Надеемся, что вы еще придете к нам в гости. |