Программное содержание:
- прививать любовь к устному народному (русские народные
сказки, потешки) и прикладному («дымка» «хохлома») творчеству;
- развивать навыки пользования «тычком» и рисования
простого хохломского элемента «цветок»;
- учить располагать элементы узора по краю тарелки;
- развивать внимание, память, образное мышление и
мелкую моторику пальцев рук;
- активизировать словарь: «тычок», «хохлома», «дымка».
Воспитатель. Мы с вами в течение года много раз путешествовали
по разным местам. Были в гостях у дяди Федора. А вы помните, где он живет? Кого
вы там видели?
Дети. В Простоквашино. Корову, лошадь, собаку, кошку.
Воспитатель. Какие это животные?
Дети. Домашние.
Воспитатель. Где еще мы были?
Дети. В Дымково.
Воспитатель. Что мы там делали?
Дети. Рассматривали игрушки, украшали лошадок.
Воспитатель. Хотите сегодня отправиться в путешествие?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Куда же нам отправиться? А возьмем в путь
эхо?
Дети. Да.
Воспитатель. Все вместе скажем: «Эхо, ты тут?» Дети.
Эхо, ты тут? Эхо. Тут, тут, тут...
За высокими горами, за синими морями есть город волшебных
мастеров, но дорогу туда найти непросто. Дорогу найдет только тот, кто преодолеет
все препятствия, которые встретятся на пути.
Воспитатель. Ну что, ребята, хотите попасть в страну
волшебных мастеров?
Дети. Хотим.
Воспитатель. Вот только как найти туда дорогу?
Эхо. Налево пойдете - в речку упадете.
Прямо пойдете — чудо найдете,
А направо пойдете - на лужайку попадете,
Чудо-дерево найдете.
Воспитатель. Куда же мы с вами пойдем? Попробуем найти
чудо-дерево. (Подходит с детьми к чудо-дереву и рассматривает его.)
Действительно, дерево какое-то необычное: все в цветах, но, смотрите, и спелое
яблоко висит, да еще какие-то картинки...
Эхо. Дети сказку назовут –
Райски птички запоют.
На дереве висят иллюстрации к русским народным сказкам
«Теремок», «Репка» и загадка по сказке «Колобок».
А здесь написано про сказку, а какую - нетрудно
узнать. Стоит лишь отгадать загадку.
Замесила бабушка не булку, не оладушку,
Доставала из печи не пирог, не калачи.
Как поставила на стол,
Он от бабушки ушел!
Кто же бегает без ног?
Это круглый...
Дети отгадывают загадку и вспоминают эпизоды из сказок.
Воспитатель. Кто же вытащил репку?
Дети. Все вместе.
Воспитатель. Кто сломал, а потом помог построить теремок?
Дети. Медведь.
Воспитатель. Какую песенку спел Колобок лисе?
Дети.
Я Колобок, Колобок –
Румяный бок.
По сусекам скребен,
По амбару метен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел
И от тебя, лиса, уйду.
Поют птицы.
Эхо. Яблочко румяное сорвите, по дорожке покатите,
куда яблочко покатится, туда и вам идти.
Сорвали яблочко и покатили...
Воспитатель. Наше яблочко остановилось. В чем дело?
Берет яблоко в руки, рассматривает его, и яблоко
раскрывается, а в нем письмо.
Яблочко-то, оказывается, с секретом. Прочитаем, что же
здесь написано...
Чтоб дорогу дальше найти, Нужно хоровод завести.
Какой же хоровод мы с вами заведем?
Дети. «Ходит Ваня...»
Дети исполняют русский народный хоровод-игру «Ходит
Ваня».
Воспитатель. Давайте проверим, эхо не потерялось?
Дети. Эхо, ты тут? Эхо. Тут, тут, тут...
Воспитатель дальше катит яблочко до шкатулки.
Воспитатель. Интересно, что в шкатулке лежит... А как
вы, ребята, думаете?
Дети высказывают свои предложения, фантазируют.
Воспитатель. А теперь все-таки откроем шкатулку.
В шкатулке лежат разные картинки дымковских игрушек.
Эхо. Вы игрушки соберете,
Где их делают, назовете.
Затем по камешкам пойдете
И в город Мастеров попадете.
Дети собирают разрезные картинки, вспоминают, где делают
эти игрушки.
Воспитатель. Ребята, что нам делать дальше?
Дети. По камешкам идти.
Воспитатель. Но нужно идти аккуратно, наступать только
на камешки, иначе можно утонуть в болоте.
Дети идут по камешкам и оказываются в городе Мастеров.
Марья-искусница. Здравствуйте, гости дорогие!
Дети. Здравствуйте.
Марья-искусница. Добро пожаловать в город Мастеров! А
хозяйка здесь я, Марья-искусница.
Как за Волгой яр-хмель
Над кусточком вьется,
Перевился яр-хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Житье пребогато:
Серебряные листья,
Цветы золотые.
А вы знаете, что это за роспись?
Дети. Хохлома.
Марья-искусница показывает ребятам хохломские изделия.
Марья-искусница.
Роспись хохломская словно колдовская, В сказочную
песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий. Всех чудес чудесней
наша Хохлома.
Ребята, попробуйте разрисовать тарелочки, как это
делают художники Хохломы. Пойдете за ласточкой по дорожке и найдете тарелочку,
которую нужно расписать. Дорожку обведете фломастером. Рисовать мы будем не
кисточками, а вот этим. Что это такое?
Дети. Тычок.
Марья-искусница. Тычок используют, когда нужно нарисовать
одинаковые ягоды или цветочки.
Марья-искусница показывает образец трафаретной хохломской
росписи «цветок». Затем убирает его, и дети приступают к работе. Тихо звучит
русская народная музыка. Марья-искусница и воспитатель помогают детям, если это
необходимо.
Марья-искусница. Потрудились вы на славу. Все работы
хороши! Наши гости и родители смогут увидеть их на выставке города Мастеров.
Воспитатель. Рисовали, рисовали, ваши пальчики устали.
Сделаем гимнастику.
Дети. Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в
лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С Этим братцем
песни пел. Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик
прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми. Братиков не разбуди.
Встали пальчики - ура! В детский сад идти пора!
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие, нам
действительно пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с
Марьей-искусницей.
Дети. До свиданья.
Воспитатель. И с эхо.
Дети. Эхо, до свиданья.
Эхо. Данья, данья, данья... |