ЦЕЛИ: учить связно высказывать свои впечатления о
картине; воспитывать умение образно рассказывать о русской природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Детям предлагается внимательно всмотреться в репродукцию.
В это время воспитатель читает отрывок из стихотворения И. Бунина:
Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.
Весна,
весна! И все
ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
— Дети, перед вами картина художника А. Саврасова. Чем
она вас привлекает? Чем вам она нравится? (На картине художник нарисовал
деревню с колокольней посередине и много-много грачей на деревьях.)
— Что вы знаете и можете рассказать о грачах? (Живут
на старых деревьях и вьют гнезда из веточек и палочек на толстых ветках.
Место, где они живут, называют грачовником. Грачи прилетают весной. И тогда
там, где они живут, раздается грачиный гомон.)
— Расскажите о деревьях на картине. (Это березы. Они
внизу черные, а вверху белые и очень старые и кривые. Березы стоят на картине
впереди, около пруда.)
— О чем еще хотел рассказать А. Саврасов? (За березами
старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял
снег. Небо голубое с белыми, серыми, желто-белыми облаками. На картине еще
виден снег — серый, талый.)
— Как бы вы назвали картину? («Весна», «Грачи», «Грачи
на грачовнике», «Весна-красна», «Весенняя картина», «Зима кончается».)
Далее следует рассказ воспитателя о картине: «Художник
А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Она производит особое,
задушевное впечатление. Веет от нее чем-то близким и родным. Перед нами
скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на покрытом тающим ноздреватым
снегом берегу пруда, выстроились в ряд старые кривые березы. На их голых ветвях
расположились грачиные гнезда, а вокруг суетятся сами хозяева этих птичьих домишек.
На втором плане виден освещенный весенним солнцем серый бревенчатый забор, а
за ним возвышается колоколенка сельской церкви. А дальше, до самого леса,
раскинулись побуревшие поля со следами нерастаявшего снега.
Этот скромный пейзаж напоен прозрачным, звенящим от
грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких, нежно
голубеющих облаках, и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной».
Рассказ на тему картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
ЦЕЛИ: учить составлять описательный рассказ на тему
картины, подбирать наиболее точные определения при описании природы на
картине; активизировать применение в речи сравнений и эпитетов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На стенде выставлена репродукция картины. Под музыку
П. Чайковского «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года» дети
рассматривают картину. Воспитатель предлагает вспомнить автора и название
картины, придумать свое название картины, но пока не говорить о нем вслух.
— О чем картина А. Саврасова? С чем можно сравнить
весну, небо на картине, крик грачей, снег? Какими словами можно рассказать о
красоте неба, о полях на картине?
— Что вы видите в центре картины, а что вокруг?
— Расскажите, что вам нравится в картине. Почему?
— Как можно закончить рассказ о картине? Воспитатель
предлагает детям составить рассказы на тему
картины. Далее с рассказами выступают несколько детей.
Воспитатель вместе с детьми обязательно отмечает наиболее полные и интересные
рассказы. |