ЦЕЛИ:
учить описывать пейзажную картину;
развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину».
Звучит музыка Г.В. Свиридова из «Поэмы памяти Сергея
Есенина» («Поет зима — аукает»). Воспитатель читает стихотворение М.Ю.
Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом
сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе
горючем
Прекрасная пальма растет.
— Автор картины «На севере диком» — замечательный
русский художник Иван Иванович Шишкин. Какие картины этого художника вы уже
знаете?
— О чем рассказывает картина? Какими выразительными
средствами написал художник «север дикий». Как вы понимаете выражение «север
дикий»? Посмотрите, какая сосна на картине? Какими словами поэт Михаил Юрьевич
Лермонтов описал ее снежное убранство?
— Какими словами можно сказать о снеге, о небе?
— Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Воспитатель предлагает детям «войти в картину», осмотреться
и рассказать всем об увиденном. Описать свои впечатления. Затем вместе с
детьми он оценивает прослушанные рассказы.
В заключение воспитатель представляет свой рассказ:
«Художник И. Шишкин изобразил пейзаж, который он назвал «На севере диком». Эта
картина навеяна настроением от прочтения стихотворения М.Ю. Лермонтова.
На
переднем плане — величавая сосна, которая поражает зрителя своим великолепием.
Странная, одинокая красавица на обрыве принарядилась в богатые, пышные одежды.
Она горда и неприступна. Пушистый, рыхлый, розоватый снег покрывает горные
вершины.
На втором плане — глубокая ужасающая тьмой пропасть и ночное
сине-зеленое небо, на котором повисли облака, похожие на бесформенные куски
ваты. Лишь одинокая луна нарушает покой неприступной красавицы».
На следующем занятии дети снова могут вернуться к этому
пейзажу, составить свои описания, рассказать о новых впечатлениях. |