ЦЕЛИ: познакомить с картиной
художника; закрепить знания о жанре картины; продолжать развивать умение
придумывать название произведению; закрепить знания о сказочных героях и их
характерных чертах; упражнять в подборе эпитетов к слову лес; учить придумывать
окончание рассказа, предложенного воспитателем, и высказывать свое мнение о
картине.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мы поговорим о тех сказках,
которые вы знаете. (Дети называют знакомые сказки.)
— Каких сказочных героев вы знаете?
— Какие из них добрые, а какие — злые?
— Вы назвали Бабу Ягу, о ней сегодня будет наш разговор.
— Где она живет? Почему так называли избушку? В каком
лесу стоит избушка? (Дремучем, густом, глухом, темном, неподвижном,
таинственном, величественном, суровом, сказочном, волшебном.)
Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
На стенд выставляется репродукция картины. Воспитатель читает отрывок из поэмы
A.C. Пушкина «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...
— Эту картину написал рязанский художник В. Беспалов,
который, как и вы, любит русские сказки. Посмотрите внимательно и скажите, о
ком и о чем эта картина?
— Что изображено на картине?
— Какой художник изобразил Бабу Ягу?
— Почему у нее грустное лицо?
— В какой позе и на чем сидит Баба Яга?
— Что на картине окружает Бабу Ягу?
— Какими художник нарисовал лес, небо?
— Какое на этой картине настроение у Бабы Яги, у
природы?
— Какие чувства вызывает у вас картина?
— Какое название вы придумаете для картины? Почему?
Воспитатель начинает рассказ на тему картины:
«На берегу таинственного пруда, на поляне, в дремучем
лесу жила-была одинокая Баба Яга. Не было у нее ни родных, ни друзей, лишь
избушка на курьих ножках, кот-ведун да филины. Никто ее не любил, а только
боялись да ругали. Вот и стала она такой недоброй к людям. Шли год за годом,
надоело Бабе Яге так жить: села она перед избушкой и задумалась...»
- Подскажите, о чем могла задуматься Баба Яга? Как она
решила изменить свою жизнь?
После высказываний детей воспитатель предлагает свой
иариант окончания сказки.
- Думала-думала Баба Яга и решила: «Помирюсь-ка я со
всеми, кого когда-либо обидела, уберу избушку, наряжусь в праздничную одежду,
напеку пирогов румяных и приглашу в гости...»
— Кого она пригласит в гости? Собралось много гостей у
Бабы Яги, и все были рады и счастливы.
Необходимо следить, чтобы в рассказах детей по жанровым
картинам соблюдалась логика изложения текста, его структура, чтобы
использовались выразительные средства и разнообразные конструкции предложений.
В повседневной работе нужно чаще задавать детям вопросы: «Почему?», «Зачем?»,
«Как ты думаешь?». Такие вопросы побуждают детей отвечать более развернутыми
предложениями. Результаты работы проявляются в последующих высказываниях
детей.
|