ЦЕЛЬ: учить рассматривать сюжетную картину;
формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и
передавать его в высказываниях; воспитывать умение понимать смысл образных
выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные,
бедность, омут, печаль.
— Что может быть темным? (Ночь, небо, лицо, омут, лес,
глаза, лента, коридор.)
— Как об этом можно сказать по-другому?
— Как вы понимаете слово бедность? Как об этом можно
сказать по-другому?
— Как вы понимаете слово печаль? Каким бывает печальный
человек? (Грустным, огорченным, опечаленным.)
— Как об этом можно сказать по-другому? (Горюет, печалится,
грустит.)
Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию
картины. В это время звучит «Элегия» Ж. Массне.
— О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке?
Какая она? Какие у нее лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней
случилось? Как художник показал, что девочка горюет?
— Что окружает девочку на картине? Какое время года
изображено?
— Как вы думаете, кто сочувствует девочке?
— Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают
у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту
картину?
— А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем
она вам нравится?
— Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?
Далее следует рассказ воспитателя о картине: «Сюжет
картины В.М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской
народной сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ Аленушки пленяет
глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дома в
лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми,
попечалиться о .своей тяжелой жизни.
Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки,
на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в
смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза
застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными
прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени.
Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая
кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.
Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув,
застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания
природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой
Аленушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть.
Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку,
защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают
темно-зеленый и красно-коричневый цвета.
Картина очень поэтична».
После занятия репродукция остается в группе, дети
подходят к ней, чтобы отметить детали, которые сразу не заметили. Они все глубже
проникаются настроением картины.
Через неделю, на следующем занятии воспитатель предлагает
детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться
составлять описательный рассказ по картине, высказывать о ней оценочное
суждение. Одновременно решаются задачи по более активному применению
сложноподчиненных предложений, а также использованию в речи сравнений,
эпитетов. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему
художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о
своем отношении к Аленушке, к картине.
Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок
описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу и
высказывает свое отношение или представляет, как он появляется у омута и
помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен
рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.
Рассказывание на тему картины В.М. Васнецова «Аленушка».
ЦЕЛЬ: учить составлять описательный рассказ по
картине, высказывать свое отношение к ней; активизировать применение
сложноподчиненных предложений, использование сравнений и эпитетов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На стенд
выставляется репродукция картины. Воспитатель предлагает посмотреть на нее,
вспомнить автора.
— Как бы вы назвали эту картину? А как назвал ее
автор? Почему? Что вы можете рассказать об Аленушке? О чем еще можно
рассказать?
— Расскажите о своем отношении к Аленушке, к картине,
объясните его.
Дети могут рассказывать по двое (описать Аленушку и
природу вокруг нее), самостоятельно договариваясь об очередности.
При рассматривании пейзажа дети учатся рассматривать
изображение последовательно от главного к второстепенному, менее значимому. При
этом выявляется понимание ребенком содержания картины и его отношение к ней.
Рассматривая картину и отвечая на вопросы, дети учатся не только правильно
воспринимать произведения живописи, но и составлять последовательный
описательный рассказ по нему.
|