Учить: отвечать на вопросы связно и последовательно,
описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж, рассуждать о характерах
героев и настроении картины, использовать в речи синонимы и сравнения; дать
представление о метафоре.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы (близкие
по смыслу) к словам: богатырь (силач, воин, борец), смелый (храбрый,
мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический,
решительный, не робкого десятка), смельчак (храбрец, орел, герой, рыцарь без
страха и упрека), сильный (могучий, богатырский), написать (придумать, сочинить,
нарисовать); сравнения: смелый, как ... , храбрый, как ... , могучий, как ... ,
сильный, как ... , черный, как ... .
— Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюжете
картины, которую мы будем рассматривать. Вы догадались, о ком или о чем будет
эта картина?
На стенд выставляется репродукция картины В.М. Васнецова
«Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассматривают репродукцию и
слушают «Рассвет на Москва-реке» — вступление к опере М. Мусоргского
«Хованщина».
Воспитатель читает отрывок из былины:
Тут все богатыри, все святорусские,
Садились они на добрых коней
И поехали раздольицем чистым полем...
А со той горы да со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец,
А то едут ведь богатыри чистым полем,
А то едут ведь да на добрых конях,
И пустился он с горы высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским,
Рядом с ними стал...
— Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Богатыри
русские.) Кто назовет их по имени? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня
Никитич.)
— Как изображены богатыри? Расскажите о каждом из них
отдельно. Какие у них лица, одежда и оружие? Какие кони под ними и чем они
украшены?
— Как вы думаете, какие отношения между богатырями?
— Какой пейзаж окружает богатырей?
— Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему?
— Какой богатырь вам нравится и чем?
— Что понравилось вам в этой картине?
Воспитатель представляет свой рассказ:
«На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном
коне сидит Илья Муромец — крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и
мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо,
широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками
под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он
двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с
правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой
руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко
всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой
богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину
и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца — Добрыня Никитич,
известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в
стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он
богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.
Третий богатырь Алеша Попович — сын попа. Он тоже храбрый
и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью,
быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову,
чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону
врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель — не пропустить врага, крепко
стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми
тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на
свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены
художником Виктором Михайловичем Васнецовым».
Рассказывание на тему картины В.М. Васнецова «Богатыри».
ЦЕЛЬ: учить связно, последовательно и выразительно
рассказывать о богатырях без вопросов взрослого, продумывать концовку,
отмечать различие и сходство между богатырями, подбирать точные слова для
характеристики их облика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На стенде репродукция картины В. Васнецова «Богатыри».
— Перед вами картина художника Васнецова. Как бы вы ее
назвали? Почему?
— Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют
Русь от врагов.)
— Описывая богатырей, о чем вы будете рассказывать?
— Чем можно закончить свой рассказ о богатыре? (Высказать
свое отношение к богатырю.)
— Чем схожи и чем отличаются богатыри? (Все защищают
Родину от врага, все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Они разные по
возрасту, имеют разных коней, разное оружие, разные лица и характеры.)
— Придумайте рассказ по этой картине. Сначала скажите,
как вы ее назовете и как зовут богатырей. Потом опишите одного богатыря,
который вам больше понравился, и расскажите, почему вы выбрали его. Придумайте
для этой картины интересный конец: что будут дальше делать богатыри и чем все
закончится.
Если дети затрудняются придумать концовку, воспитатель
предлагает образец: «Напал на Русь враг полчищами несметными. Встали богатыри
грудью на защиту Родины и своим грозным оружием победили все силы вражеские.
Вновь стало спокойно на землях русских».
Перед занятиями по картине «Богатыри» воспитатель читает
отрывки из русских былин. Целесообразно провести экскурсию в художественный
музей для знакомства с жанром портрета. Особое внимание при этом нужно уделить
не только внешнему виду и позе персонажа, но и выражению лица, состоянию души,
рассказать о том, что портреты сохраняют нам память о людях разных эпох. После
экскурсии детям можно дать задание выбрать человека для будущего портрета,
внимательно его рассмотреть, чтобы позднее, в группе, нарисовать. |