Цели: учить рассматривать портрет; формировать умение правильно воспринимать картину; учить соотносить с картиной
высказывания классиков и современников об A.C. Пушкине.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка романса М.И. Глинки «Я помню чудное
мгновенье». На стенде выставляется репродукция портрета A.C. Пушкина художника
O.A. Кипренского. Воспитатель читает отрывки из очерков, статей, рассказов,
стихотворений русских писателей и поэтов об A.C. Пушкине:
П.Л. Вяземский
Наш лавр, наш вещий лавр, услада наших дней,
Который
трепетом и сладкозвучным шумом
От сна воспрянувших пророческих ветвей
Вещал
глагол богов на севере угрюмом...
В.К. Кюхельбекер
...Никто тебе не равен,
Никто из сверстников-певцов;
Не смеркнешь ты во мгле веков...
Ф.И. Тютчев
Велик и свят был жребий твой!..
Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..
«... Одно имя Пушкина, и произведен ряд высоких ощущений,
в которых не одно чувство народной гордости, но и чувство поэзии; спросите...
человека отдать вам отчет в действии, производимом на вас его произведениями,
он в ответ вам скажет лишь одно слово: «прекрасно!» — слово глубокое, когда
вылетает из глубины сердца».
Б.Ф. Одоевский
«Все поэты относятся к Пушкину, как малые и великие
реки к морю, которое наполняет их водами. Поэзия Пушкина была этим морем. По
смыслу нашего сравнения, море больше и важнее рек; но без них оно не могло бы
образоваться».
ВТ. Белинский
«Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну
изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого
возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства».
А.Н. Островский
«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин.
Это имя, этот звук, наполняет собою многие дни нашей жизни».
А. Блок
А я стою, как пред причастьем, И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе.
С. Есенин
«Творчество Пушкина — широкий, ослепительный поток
стихов и прозы, Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной,
и лучи этого солнца сразу оплодотворили ее. В творчестве Пушкина чувствуется
нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей
любви к жизни и резкого осуждения ее пошлости, и весь он чудо».
М. Горький
Далее воспитатель представляет свой рассказ: «Все эти
строки посвящены «началу всех начал» русской литературы — Александру Сергеевичу
Пушкину, портрет которого кисти Ореста Кипренского перед вами. Кипренский
встречался с поэтом, беседовал с ним, всматривался в его лицо. Он писал Пушкина
с натуры.
Пушкину нравился этот портрет. «Себя как в зеркале я
вижу» — написал он в стихах, обращенных к художнику Кипренскому. Пушкин на
портрете стоит, гордо скрестив руки на груди. Через его плечо переброшен
клетчатый плащ. Позади видна бронзовая фигура Музы с лирой в руке. Древние
считали эту богиню покровительницей поэзии. Мысли и чувства поэта возвышенны,
его слова нужны людям:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Пушкин как будто спокоен и задумчив. Но, внимательно вглядываясь
в портрет, мы замечаем непослушные волосы, словно слегка взлохмаченные ветром,
легкий, быстрый поворот головы, печаль и тревогу в ясных, устремленных вдаль
глазах, в суровой складке губ.
Ты царь: живи один.
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Так сам «дивный гений» A.C. Пушкин формулировал участь
поэта».
Воспитатель предлагает детям почитать знакомые отрывки
из произведений Пушкина. В заключение цитирует строки Ярослава Смелякова,
посвященные A.C. Пушкину:
И надо лишь с благоговеньем,
Чтоб дальше действовать и быть,
Те отошедшие виденья
В душе и памяти хранить. |