Цель: продолжать знакомить детей с натюрмортами
смешанного вида; рассмотреть натюрморт Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и
птичка»; раскрыть его тайну, помочь детям использовать полученные знания в собственном
творчестве; учить передавать характерные особенности цветов ромашек, их формы
и строения, величиня, расположения на стебле и положения в вазе, передавать
цвет натуры; рисовать божью коровку и птиц с помощью трафаретов и шаблонов;
воспитывать любовь к природе.
Материал: тонированные листы бумаги, гуашь, палитра,
кисти, вода, салфетки, букет ромашек в керамической вазе, муляжи птички и
божьей коровки, картина Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»,
шаблоны птичек, простые карандаши.
Предварительная работа: рассматривание натюрмортов Ф.
Толстого «Цветок, бабочка и муха», Л. Фейта «Натюрморт с цветами, фруктами и
попугаем»; рисование, лепка ваз; экскурсия на керамический завод, в цех
изготовления ваз; рассматривание иллюстраций, коллекций, атласов «Цветы»,
«Насекомые», «Птицы».
Ход занятия
- Давным-давно жил художник по имени Апеллес. Однажды
он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел.
Когда же вернулся, то с удивлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются
клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые гроздья,
что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса.
Картина до наших дней не сохранилась, а рассказ о ней превратился в легенду. В
старину в разных странах и у нас в России художники тоже любили писать так,
чтобы все было как в жизни.
С такой же достоверностью изобразил Ф. Толстой цветы в
вазе. Посмотрите на картину «Букет цветов, бабочка и птичка». Сквозь
зеленоватую прозрачность стекла виден каждый стебелек, на розовых лепестках
дрожат капли росы. Бабочка, которая прилетела и села на вазу, выглядит словно
живая. Кажется, она сейчас вспорхнет и улетит. Все выписано так верно, будто
птица, мушки, бабочка и оранжевая гусеница специально позировали художнику. В
этом натюрморте заключена удивительная тайна.
О чем эта картина? О красоте живого мира! О растениях,
цветах, живых существах, которые все вместе и составляют живой мир.
Дружбу, гармонию в природе мы с вами и попытаемся
изобразить. В натюрморте Ф. Толстого букет цветов - фиолетово-розовая лаватера, морковно-красный бархатец, ветка душистого горошка с
фиолетовыми, сине-белыми, бело-розовыми цветами, головки декоративного мака с
ослепительно белой каемкой, дельфиниум, весь усыпанный сине-голубыми бархатными
цветами, - стоит в простой стеклянной вазе. А мы поставим свои цветы в керамическую
вазу. В керамической вазе очень красиво смотрятся ромашки. Подберите
подходящий фон. Постарайтесь белые-белые лепестки сделать одинаковыми. По
одной ромашке ползет божья коровка. Она оранжевого цвета с черными пятнышками.
Рядом с вазой нарисуйте птичку. (Трафареты птиц перед детьми.)
После того, как натюрморт будет нарисован, воспитатель
говорит: «Будьте всегда внимательны к природе, и она щедро поделится с вами
своими тайнами». |