Задачи. Учить детей составлять гармоничную цветовую
композицию, передавая впечатления о лете. Познакомить с новым способом создания
абстрактной композиции - свободное, безотрывное движение карандаша или
фломастера по бумаге (упражнение «линия на прогулке»). Совершенствовать
технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть,
свободно двигать ею во всех направлениях).
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций,
репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с летними пейзажами
известных художников.
Материалы, инструменты, оборудование. Белые листы
бумаги разного формата и размера, акварельные краски, фломастеры или цветные
карандаши, кисточки разных размеров, палитры, баночки с водой.
Четыре абстрактные цветовые композиции: летняя
(зелёно-салатово-красно-жёлто-голубая), осенняя (жёлто-оранжево-коричнево-серо-голубая),
зимняя (бело-сине-фиолетово-голубая) и весенняя
(нежно-зелено-бело-розово-голубая).
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям четыре абстрактные
композиции, выполненные в летней, осенней, зимней и весенней цветовой гамме.
Поясняет детям, что это такие особые картины, на этих
картинах мы не видим солнышка и туч, деревьев и цветов, животных и людей,
домов и машин. Но они о многом могут нам рассказать с помощью простых
цветовых пятен и линий. Так, если мы внимательно посмотрим на эти четыре картины,
то сможем узнать, какое время года на них изображено, и почувствовать особое
настроение. Воспитатель поочерёдно показывает детям цветовые композиции и
спрашивает, какое время года напоминает им эта композиция, какое настроение она
вызывает. Уточняет ответы детей, помогая подбирать для описания настроения соответствующие
прилагательные: летняя картина вызывает радостное, бодрое, весёлое настроение;
весенняя - тоже радостное, но более лёгкое и нежное, светлое, чистое; зимняя -
холодное, спокойное, торжественное; осенняя - немножко грустное (как вы
думаете, почему?).
Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они понимать, о
чём рассказывают краски (понимать их «язык»), и предлагает несколько
упражнений выполнить вместе, чтобы научиться всматриваться в краски,
вслушиваться в их «язык». Показывает детям палитру: «Это палитра, специальная
дощечка с красками, на которой художники их смешивают, чтобы получились новые
цвета и оттенки. Вместо палитры можно использовать обыкновенное блюдце,
керамическую плитку или белую бумагу. Давайте и мы с вами поработаем на палитрах,
как настоящие художники».
Дети открывают акварельные краски, смачивают их водой,
сбрызгивая капельки с чистой кисточки. Берут палитры и полоски белой бумаги
для рисования. Воспитатель предлагает передать летнее настроение и сначала
«поговорить» с зелёным цветом. Дети набирают зелёную краску и наносят несколько
цветовых пятен на белую полоску на расстоянии друг от друга (полоску можно
предварительно сложить дважды пополам и развернуть, чтобы отделить «окошки»
для пятен). Воспитатель комментирует: «Это яркий зелёный цвет, он рассказывает
о летней траве и листве». Затем воспитатель предлагает детям промыть кисточку,
набрать жёлтую краску и добавить к одному из зелёных пятен, хорошо смешав.
Дети сравнивают цветовые пятна. Воспитатель спрашивает, о чём или о ком может
рассказать этот цвет (о кузнечиках, лягушках, нежных травинках). Далее
воспитатель предлагает детям снова промыть кисточку, набрать синей краски и
смешать ещё с одним зелёным пятном. Дети сравнивают сине-зелёный цвет с густым
дремучим лесом. Воспитатель создаёт условия для свободного экспериментирования
с акварельными красками в поисках «говорящих» цветов и оттенков. Пока дети экспериментируют,
воспитатель раскладывает на свободном столе белую бумагу разного формата и
размера для летних картин. Привлекает внимание детей и показывает новый способ
создания абстрактной картины.
- Мой фломастер отправился на прогулку. Вот он гуляет
по белому листу, нигде не останавливаясь, будто бежит по дорожке или по
лабиринту. Весь лист обошёл, нигде не останавливался, ни одного уголка
свободного не оставил. Устал и кисточку на помощь позвал.
А кисточка тут как тут. Прибежала и за дело взялась.
Все летние краски с собой взяла. Смотрите, какую картину «Краски лета»
нарисовала моя кисточка.
А теперь вы нарисуйте свои летние картины с помощью
цветовых пятен.
В процессе занятия воспитатель читает стихотворение Я.
Акима «Свети нам, солнышко!»:
Свети нам, солнышко, свети!
Легко с тобой живётся.
И даже песенка в пути
Сама собой поётся.
От нас за тучи-облака
Не уходи, не надо -
И лес, и поле, и река
Теплу и солнцу рады.
После занятия. На цветовой модели «Радуга» дети
упражняются в подборе гармоничных цветосочетаний, характерных для осени, зимы,
весны, лета (описание цветовой модели приводится в пояснительной записке к
разделу «Изобразительное искусство»
Чтение стихотворения Е. Стеквашовой «Карандаш»:
Но он не слушает меня,
Выходит страшная мазня.
Петляет малый вкривь и вкось,
Где нужно вместе, стало врозь.
Но я такой, я не сдаюсь,
Упорно над картинкой бьюсь.
Испорчен лист, возьму другой –
И снова с прежним пылом в бой.
Вот карандашик мой устал,
Сопротивляться перестал.
Упрямства в нем в помине нет –
Он оставляет ровный след.