Задачи. Продолжать знакомство детей с разными видами
народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать художественные
элементы, определяющие специфику "золотой хохломы": назначение
предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно
детскому восприятию), колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из
растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской
росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать
технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей
кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое
отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
Предварительная работа. Знакомство с народным
декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Экскурсия
в музей народного творчества или краеведческий музей (с воспитателем,
искусствоведом или с родителями в выходные дни.) Организация в детском саду мини-музея
или "музея в чемодане" ("в сундучке"), экспонатами
которого могут быть предметы старины и народного декоративно-прикладного
искусства, принесённые родителями для временной экспозиции.
Подготовка "книжечек" для иллюстрирования
детьми на трёх последующих занятиях по рисованию. Эту работу воспитатель
проводит сам или вместе с детьми в самостоятельной художественной деятельности.
Книжка делается следующим образом: два листа бумаги белого цвета складываются
пополам, один вкладывается в другой и скрепляются степлером или сшиваются
иголкой с ниткой.
Материалы, инструменты, оборудование. Альбом для
детского творчества "Золотая хохлома", пособие для ознакомления с характерными
элементами и цветосочетаниями разных видов народного декоративно-прикладного
искусства.
Содержание занятия.
Перед занятием воспитатель выставляет на столе или на
большой подставке предметы с хохломской росписью и приглашает детей
полюбоваться ими.
Примерный рассказ воспитателя "Золотая
хохлома".
- Село Хохлома Нижегородской области, где с
давних-давних времён проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных
ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и
за рубежом. Село называется Хохлома, и посуда, которая здесь изготавливается,
тоже называется "хохломой". Вот уже много-много лет умельцы делают
здесь деревянные ковши, поставки (поставцы), братины, ложки... В наше время
мастера научились делать современные наборы посуды - для соков, мороженого,
варенья, салатов и пр., а также декоративные блюда, подсвечники, детскую
мебель.
Все предметы, сделанные народными умельцами, очень
яркие, нарядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится
потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем
покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и слегка
подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и
расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и
высушивают в шкафах-печах. Металлический порошок и масло после нагревания в
печи придают изделиям неповторимый золотой блеск, из-за которого сам промысел и
все изделия называют "золотой хохломой". Золотая, - потому что все
предметы блестят как золото.
Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые
хорошо сочетаются с золотым фоном. Как вы думаете, какие? Да! Красный, чёрный,
зелёный, коричневый и жёлтый. В этом состоит особенность данного жанра, у него
есть свои строгие правила.
Посмотрите на эту посуду и скажите, какими же узорами
мастера украшают свои изделия? Да, любимые узоры мастеров хохломской росписи -
это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые.
Мастера очень любят их рисовать и ласково называют "травкой". Иногда
мастера рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в
завитки. Такие веточки и кустики называются "Кудриной" (от слов -
кудри, кудрявая).
Рассмотрите эти узоры (воспитатель демонстрирует
детям таблицы с вариантами элементов и узоров). Сейчас я покажу вам, как можно
рисовать "травку" и "кудрину". Воспитатель знакомит детей с
вариантами растительного орнамента (см. рисунок) и предлагает самим попробовать
нарисовать сначала травку, а потом ягодки и цветочки. Воспитатель показывает
детям основу будущих книжек-малышек, поясняет, что они сами будут рисовать
картинки в этих книжках, чтобы подарить их малышам.
- Сегодня мы нарисуем сказочный - золотой - лес.
Вслушайтесь: золотой лес - золотая хохлома... Давайте нарисуем лес, как
хохломские мастера. В этом лесу будут кустики, веточки, деревца с листочками - травкой
и Кудриной, с ягодками и цветочками. Дети рисуют "золотой лес" по
мотивам хохломской росписи на первом развороте книжки и в конце занятия
рассматривают, у кого какой лес получился и похож ли он на золотую хохлому.
После занятия. Декоративное рисование и аппликация по
мотивам хохломской росписи - на полосе, круге, в уголках страницы будущей
книжки (в форме квадрата или прямоугольника). 


|