Задачи. Учить детей рисовать узоры по замыслу,
заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань»), находить красивые
сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём творчестве
элементы декоративно-прикладного искусства (растительные, зооморфные,
геометрические). Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать
кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).
Предварительная работа. Рассматривание кусочков ткани
и разной одежды. Воспитатель рисует варианты узоров для «ткани»: в горошек, в
цветочек, в клеточку, под «дымку», под «хохлому».
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги -
белые и цветные, кусочки белой ткани (для выбора детьми), краски -акварель или
гуашь, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, кисточки разных размеров,
палитры, баночки с водой. Подготовка образцов ткани (лоскутков с разными
красивыми узорами). Картонные трафареты одежды для прикладывания к «ткани»,
нарисованной детьми.
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду друг
друга (как называется, из какой ткани сшита, как выглядит ткань -одноцветная
или узорчатая). Раздаёт детям кусочки ткани с красивой расцветкой, желательно,
с разными декоративными элементами - растительными, зоологическими
(зооморфными), геометрическими, абстрактными и пр.
- Дети, посмотрите на эти лоскутки (кусочки) ткани.
Погладьте ткань ладошками. Какая она на ощупь?,- Мягкая, нежная, тёплая. Все
лоскутки такие разные, красивые. У кого лоскуток в горошек? У кого в клеточку?
Поднимите вверх лоскутки с цветочным узором. Сложите вместе несколько
лоскутков и посмотрите, красиво ли сочетаются расцветки и узоры.
Далее воспитатель спрашивает у детей, какую одежду
можно сшить из той или иной ткани (на примере лоскутков). Предлагает подумать
и рассказать, какие ткани нужны для праздничной одежды, а какие для
повседневной, чем отличаются ткани для летней одежды и для зимней? Обсуждает с
детьми, для чего еще (кроме пошива одежды) нужны ткани, где и как их применяют?
Дети вспоминают, что ткани используются для изготовления штор, обивки мебели,
пошива игрушек.
Воспитатель рассказывает детям, что узор для ткани
рисуют художники. Предлагает представить себя в роли художников по ткани -
придумать и нарисовать свои узоры. Показывает детям подготовленные
художественные материалы и сообщает, что узоры можно рисовать как на бумаге -
белой или цветной, так и на белой ткани. Выставляет варианты узоров,
нарисованные на бумаге и ткани (в цветочек, в горошек, в клеточку, с
абстрактным рисунком, оформленные по мотивам дымковской и хохломской росписи).
Затем демонстрирует трафареты одежды, поочерёдно прикладывает к разным
узорным «тканям» и советуется с детьми, какой из узоров для какой одежды
подходит.
Воспитатель напоминает детям, что сегодня они
выступают в роли художников по ткани, предлагает выбрать художественные
материалы, трафареты одежды и нарисовать свой узор для «ткани». В конце занятия
проводится выставка «тканей».
После занятия. Нарисованные детьми «ткани» будут
использованы для изготовления персонажей пальчикового театра в конце недели, а
также для занятий по аппликации (в качестве оригинальной фактурной бумаги).
В самостоятельной художественной деятельности детям
можно предложить пори-
совать узоры на самой настоящей ткани -кусочках старой
простыни или наволочки (желательно белого или светло-голубого цвета). Перед
этим желательно рассказать историю о набивных тканях: «Когда-то, давным-давно
люди разрисовывали ткани вручную. И способов росписи существовало великое
множество. Узоры наносились на ткань кисточкой, деревянными штампами-набойками
или специальным отваром (раствором, составом), который позволял расписывать ткань
не всю сразу, а кусочками (фрагментами). Такой способ рисования придумало
малайское племя батаков (или батиков), откуда и пошло название росписи -
батик».
Детям будет интересно попробовать разные способы
декорирования тканей, например, ставить отпечатки какими-нибудь предметами
(мелкими игрушками с плоской основой, флаконами, фигурами от старых шахмат,
шашками (следует иметь ввиду, что сейчас в продаже имеются специальные наборы
печаток с поролоновыми губками и специальными жидкостями для их пропитки).
Но ещё интереснее печатать рисунок на ткани (да и на
бумаге тоже) самыми настоящими осенними листьями. Для такой работы понадобятся
гуашевые и акварельные краски, цветная тушь или чернила, простой карандаш,
клей ПВА, кусочек поролона, а также листья разных деревьев и клеёнка или
старые газеты, чтобы застилать стол (пол) во время работы.
Печатаем листьями по бумаге или ткани
• Собираем красивые крепкие листья разных деревьев
(клён, берёза, дуб).
• Наносим гуашевую краску на листочек со стороны прожилок,
стараясь передать цветосочетание.
• Прикладываем листок к бумаге или ткани (окрашенной
стороной вниз).
• Фон вокруг листочка закрасим тампоном (ватным,
тряпичным или поролоновым).
|