Задачи. Вызвать у детей желание создать образ
солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по
иллюстрациям к народным потешкам и песенкам); обратить внимание на
декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок,
трилистник, волна и пр.), объяснить символику; развивать воображение,
воспитывать интерес к народному искусству. Использовать в узоре разнообразные
прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться
кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).
Предварительная работа. Знакомство с солярными
элементами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Сравнение средств
художественно-образной выразительности в разных видах народного искусства. Создание
портретов солнца в лепке и аппликации. Упражнение в подборе гармоничных
цветосочетаний на цветовых моделях «Радуга» и «Цветовой круг»; подбор
вариантов контрастных цветосочетаний (в цветовых парах - диадах, размещённых
на цветовом круге напротив друг друга): синий и красный, синий и жёлтый, синий
и оранжевый и др.
Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски,
кисточки 2-3 размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера),
баночки с водой, палитры.
Рекомендуемые учебные пособия и литература.
Плакаты (цветовые модели) «Радуга» и «Цветовой круг»
для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с
явлением цветового контраста и нюанса.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям отрывок из истории про
Мальчика, который хотел стать художником.
Сказка о Радуге и Мальчике, который хотел стать
художником.
Жил-был Мальчик, который очень хотел стать художником.
Однажды он выглянул в окно и увидел Радугу.
- Вот кто научит меня рисовать, - обрадовался он и
выбежал на улицу.
- Знаю-знаю о твоей мечте,- улыбнулась Радуга и
засверкала ещё ярче. - Но стать художником совсем не просто. Я помогу тебе. Вот
палитра. Это дощечка, на которой художник смешивает краски. Возьми её. Каждое
утро я стану дарить тебе краску одного цвета. И по моей дуге такого же цвета,
как эта краска, ты будешь отправляться в Цветное королевство, где научишься
рисовать без кисточки. Каждый день - новым способом. А как - придумывай сам.
Вечером возвращайся с рисунком и цветком из этого королевства. Ровно через
неделю на твоей палитре окажутся все цвета радуги, и тогда я подарю тебе
кисточку, чтобы ты стал настоящим художником.
Наступило первое утро - понедельник.
- Доброе утро, Красное Солнышко! Доброе утро,
Мальчик! - приветствовала всех Радуга.
- А почему о солнышке говорят «красное», если оно
совсем-совсем жёлтое? -удивился Мальчик.
- С давних-прада-а-а-авних времён, когда даже твоих
бабушек и прабабушек на свете не было, люди называли красным всё самое красивое
и доброе: «красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово»,
«красная девица». Даже половицы сложили, например: «Красна птица пером, а
человек умом». Красный значит, красивый! Вот и у меня этот цвет самый
красивый, самый любимый. Возьми его себе на палитру и отправляйся по красной
дуге в Красное королевство.
Вопросы к детям. Как вы думаете, что увидел Мальчик в
Красном королевстве? Что означает слово красный? А прекрасный? О чём и ком так
говорят?
- В Красном королевстве Мальчик нашёл
красную-прекрасную-распрекрасную розу и поспешил в обратный путь.
Какие цветы красного цвета вы знаете? Давайте поиграем
в игру «Что бывает красное?» (Кто назовёт больше слов?) Как вы думаете, какой
характер (или какое настроение) у красного цвета? С каким настроением вы
смотрите, трогаете или пробуете что-нибудь красное?
Мальчик, который хотел стать художником, вернулся
домой и сразу же нарисовал красивый-прекрасивый портрет солнышка.
Воспитатель просит детей нарисовать доброе солнышко -
весёлое, радостное, улыбающееся - и очень красивое по цвету - красное,
оранжевое, розовое, жёлтое, малиновое...
- Давайте и мы с вами нарисуем «красно солнышко» -
яркое, большое, тёплое, доброе, красивое. С лучами - волнистыми линиями или
завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться.
Педагог напоминает детям, как можно получить оранжевый
цвет, чтобы нарисовать «оранжевое небо, оранжевое солнце, оранжевое море,
оранжевую маму»...(смешать краски на палитре или дощечке, добавив к жёлтой
немного красной).
Дети выбирают цвет и формат фона, составляют на
палитре сложный цвет (оранжевый, розовый) и начинают рисовать. Каждый ребёнок
создаёт солнышко в соответствии с замыслом, самостоятельно выбирая материалы,
художественные инструменты, формат основы и. масштаб образа. При желании дети
могут объединяться в микрогруппы для создания большого по размеру и сложного
по техническому решению образа.
По ходу занятия воспитатель рассказывает или напевает
песенку Г.Р. Лагздынь:
Словно яркий апельсин, Вышло солнце из осин. Красное,
румяное. Всюду всеми званое! Красное, красное, Ясное, ясное!..
В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов
весёлого солнышка, выглядывающего из туч-облаков. Все солнышки помещаются на
выставке детского творчества для родителей. Через 2-3 дня дети могут отнести
свои работы домой, чтобы подарить родителям или, оформив рамочкой, украсить
свой дом.
После занятия. Оформление интегрированной выставки
детских работ «Здравствуй, солнышко!». В свободное время педагог предлагает
детям (по желанию) составить описательные рассказы о своих солнышках.
|