Задачи. Создать условия для свободного
экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и
бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс).
Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс).
Развивать творческое воображение.
Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и
беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи?
Воспитатель читает детям отрывок из истории про
мальчика, который хотел стать художником (книга Лыковой И.А. «Цветные
ладошки»).
«В субботу Радуга сказала Мальчику: «Цветное
королевство может быть где угодно, совсем рядом, даже у тебя дома. Только будь
внимательнее. Посмотри вокруг себя глазами художника!»
Поливая цветы на подоконнике, мальчик залюбовался
фиалкой:
- Фиалка... И цвет - фиолетовый! Как интересно! В
Фиолетовом королевстве я ещё не был. Может быть, мне удастся найти его в своей
квартире? - Мальчик оглянулся вокруг. А в это время кот опрокинул на столе
забытый дедушкой старый-престарый пузырёк с чернилами, которыми давным-давно
уже никто не писал. Мальчик хотел наказать «разбойника», но посмотрел на
фиолетовые кошачьи следы и... погладил кота за подсказку. Он сам стал
«печатать» рисунки-следы. Сначала смачивал в чернильной лужице один конец
катушки из-под ниток и плотно прикладывал к бумаге - вышли забавные кольца и
воздушные шары для клоуна. Потом обычным ластиком напечатал целый кирпичный
дом. А на кухне он нашёл картофель и морковку. Разрезал их и начал штамповать
(печатать) разные узоры.
Беседа с детьми: «Как вы думаете, удалось ли мальчику
в своей квартире найти что-то фиолетового цвета? Назовите овощи и фрукты
фиолетового цвета (баклажан, слива). Какие цветы фиолетового цвета вы знаете?»
(Колокольчик, ирис, анютины глазки, астра...)
Материалы, инструменты, оборудование. Краски -
акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров,
кисточки-флейцы, старые зубные щётки, срезы овощей (картофель, свекла),
тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для
коктейля (соломинки).
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение Д. Чиарди «О
том, кто получился из кляксы»:
Вчера
Принесла мне в подарок сестра
Бутылочку
Чёрных-чёрных чернил.
Я стал рисовать,
Но сразу с пера
Кляксу огромную уронил.
И расплылось
На листе пятно,
Стало помалу расти оно:
Слева - хобот,
А справа - хвост,
Ноги - как тумбы,
Высокий рост...
Я немедленно
К чёрной туше
Пририсовал
Огромные уши,
И получился,
Конечно, он,
-Вы угадали –
Индийский... (слон).
Воспитатель спрашивает у детей, что такое клякса?
Уточняет представление о том, что это пятно неопределённой формы, которое
получается, если нечаянно разлить цветную жидкость - краску или тушь. Из-за
того, что пятно не имеет точной формы, его можно превратить в кого или во что
угодно.
- Давайте и мы с вами сегодня сначала нарисуем кляксы,
а потом превратим их в кого захотим или в того, на кого они будут похожи. Как
вы думаете, как можно поставить или получить, или нарисовать кляксу?
Воспитатель обобщает ответы детей и показывает несколько способов:
• ставит отпечаток губкой, тряпочкой, комком бумаги;
• штампует срезом свёклы, которая оставляет следы
своего сока;
• рисует лужицу мягкой кисточкой, кисточкой флейца,
зубной щёткой;
• наносит на лист бумаги немного цветной жидкости
(туши) и раздувает её из трубочки или соломинки в разные стороны.
Затем предлагает детям самим изобразить разные кляксы
- на отдельных листочках разными способами. Дети свободно экспериментируют.
Воспитатель напоминает, что главное в кляксе - неопределённость,
неожиданность, необычность формы.
После того, как дети освоят несколько способов и
создадут по 3-5 клякс, воспитатель предлагает «оживить» кляксы -превратить их
в живые существа или предметы. Советует внимательно рассмотреть кляксы, поворачивая
листы бумаги в разные стороны. Показывает для примера: это моя клякса, если на
неё посмотреть так, она похожа на уточку, только нужно дорисовать клювик и
лапки; а если кляксу перевернуть, она напоминает испуганного зайчонка - сидит
под кустиком, дрожит, вот только ещё одно ухо нарисую.
А в кого превратятся ваши кляксы? Воспитатель тихо,
на ушко спрашивает у каждого ребёнка о его замыслах и ассоциациях,
нерешительным детям помогает советами или косвенными вопросами.
В конце занятия устраивается общая выставка «живых»
клякс. |