Задачи. Вызвать интерес к созданию образа моря
различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования
с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение,
чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения
освоенных умений; учить детей договариваться и планировать коллективную
работу.
Предварительная работа. Просмотр диапозитивов,
иллюстраций, открыток, марок на морскую тему с целью обогащения художественных
впечатлений. Посещение с родителями дельфинария, зоомагазина. Рисование морских
обитателей. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных животных -
дельфина, акулы, краба, осьминога, медузы, морского конька. Эскизные зарисовки
этих животных мелом на доске или карандашом на отдельных листах. Беседа о
жизни морских жителей.
Подвижная игра «Море волнуется - раз, море волнуется
- два...» («Морская фигура»).
Материалы, инструменты, оборудование. Для рисования:
листы белой бумаги разного размера (удлинённые прямоугольники или полосы);
кисточки разного размера, поролоновые губки, старые зубные щётки, мочалки,
щётки и другие бытовые предметы. Для аппликации: цветная бумага, ножницы,
клей, клеевые кисточки, салфетки. Для лепки: пластилин, стеки, бисер, мелкие
пуговички или бусинки для мелких деталей.
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Плакаты «Цвет» (на обороте «Радуга»), «Морская
азбука».
Книга «Цветные ладошки» или «Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан» (автор Лыкова И.А.).
Раскраски на морскую тему.
Перед занятием.
Воспитатель читает детям эпизод из «Истории про
Мальчика, который хотел стать художником»:
Однажды утром Мальчик, который хотел стать художником,
проснулся от шума дождя и выглянул в окно.
Радуги на небе не было.
- Ты не видишь меня, потому что сегодня нет солнца, -
услышал он знакомый голос. - Но ты и сам можешь сделать радугу. Даже дома в
ванной комнате или в детском саду - в умывальной. Возьми небольшое зеркало,
опусти его в воду, наклони и направь на него свет. Отразившийся луч покажет
на белой стене или на потолке маленькую, но самую настоящую радугу.
Далее педагог проводит вместе с детьми опыт, который
позволяет увидеть радугу с помощью зеркала, погружённого под наклоном в воду и
отражающего рассеянный луч света на потолке.
Содержание занятия.
Воспитатель читает продолжение «Истории про Мальчика,
который хотел стать художником»:
- Когда Радуга появилась, Мальчик забрался на синюю
дугу. Его подхватила синяя волна, и... он нырнул в Синее королевство. Вслед
за ним заскользили мыло, зубные щётки, мочалки...
Мальчик плыл по морской синеве на дельфине и
размышлял, что и как здесь нарисовать. Всё Синее королевство - это одно море
без начала и конца. Даже дух захватывает! «А может быть, и придумывать больше
ничего не надо? Нарисую море. Пусть мне помогут обычные домашние вещи».
Сначала Мальчик пропитал синей краской одёжную щётку
и приложил её несколько раз к листу бумаги. Получилась морская рябь и глубина.
После этого зубной щёткой нарисовал причудливые волны.
А потом плотно обмотал тонкой бельевой верёвкой
пластиковую бутылочку из-под шампуня, прокатил её по листу бумаги и...
взволновалось море.
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с
художественными материалами для изображения волн и моря.
- Давайте и мы с вами попробуем рисовать море. Чем
больше лист бумаги, тем лучше и удобнее. Можно даже рисовать всем вместе на
рулонах обоев. Как вы думаете, как ещё и чем можно нарисовать море без
карандаша и кисточки?
Дети распределяются на небольшие группы и рисуют море
(волны) на рулонах обоев, расстеленных на полу. Для экспериментирования с
художественными материалами при создании волн понадобятся большие кисточки
(круглые и флейцы), зубные щётки, поролоновые губки, мочалки, щётки и другие
бытовые предметы.
По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения
В. Орлова «Я рисую море»:
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Нигде не видали.
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая...
Пока нарисованные волны подсыхают, дети лепят или
вырезают по замыслу разных морских жителей и «пускают» в море. Внимание! На
этом занятии уместно продемонстрировать детям аналогию между скульптурным
способом лепки и силуэтной аппликацией. Та и другая техника позволяют создать
цельный образ, без деления его на части.
После занятия. Дети рассматривают композицию и
поправляют её, создавая сюжет: дельфины встретились и поплыли вместе, акула
гонится за стаей рыбок, осьминог здоровается с морским коньком... |