Задачи. Вызвать интерес к экспериментальному
(опытному) освоению цвета. Расширить цветовую палитру - показать способы
получения «солнечных» оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный,
рыжий...). Развивать воображение. Активизировать словарь качественными
прилагательными, обозначающими цвета и оттенки. Воспитывать самостоятельность,
инициативность.
Предварительная работа. Чтение «Истории про Мальчика,
который хотел стать художником» (книга «Цветные ладошки»). Подготовка обложек
для коллективного альбома «Солнечные картинки» (с вертикальным и
горизонтальным размещением станиц).
Материалы, инструменты, оборудование.
Краски гуашевые и акварельные, палитры или
керамические плитки (блюдечки), кисточки разных размеров, щётки, тампоны
ватные или комочки смятой бумаги, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые,
баночки или ванночки (бюветы) с водой. Обложки для коллективного альбома
«Солнечные картинки» (с вертикальным и горизонтальным размещением станиц).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
• Плакат «Радуга. Цвет».
• Книга «Цветные ладошки», или «История про Мальчика,
который хотел стать художником» (автор И.А. Лыкова).
• Набор «солнечных» картинок (например, мимоза,
нарцисс, цыплёнок, осенний лист, банка мёда, соты, корона и т.д.).
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям эпизод из книжки «Цветные
ладошки» и создаёт условия для свободного экспериментирования с красками с
целью получения разных цветов и оттенков. Читает продолжение сказки:
- На следующее утро Мальчик, который хотел стать
художником, примчался к Радуге с первыми лучами солнца.
- Вот тебе жёлтая краска, - приветливо кивнула Радуга.
- Попробуй за время своего путешествия отгадать её характер.
В Жёлтом королевстве было светло и тепло. Мальчик
погладил пушистого цыплёнка. Дотянулся до лепестков подсолнуха - они были
бархатистые. Наклонился, чтобы вдохнуть легкий аромат одуванчика,- нос тоже
стал жёлтым. Ещё ему удалось лизнуть соты душистого мёда.
- Разве может быть характер у цвета?.. Вот загадка так
загадка...
Вопросы к детям. Как вы думаете, какой характер (или
какое настроение) у жёлтого цвета? С каким настроением вы смотрите, трогаете
или пробуете что-нибудь жёлтое?)
- Мальчик приоткрыл глаза и увидел сквозь ресницы лучи
солнца, которые окутывали золотым сиянием всё Жёлтое Королевство. (А вы
пробовали смотреть на солнце, прижмурившись?)
- Жёлтый цвет... - тёплый и ласковый, добрый и
весёлый. Как само солнышко! Ко всему жёлтому так и хочется прикоснуться. Может
быть, и нарисовать жёлтое можно рукой?
Мальчик опустил палец в жёлтую краску и начал рисовать
«солнечные» картинки: мимозу и одуванчик - лёгкими прикосновениями, быстро
отрывая пальчик от бумаги; золотую рыбку - проводя «цветным» пальчиком
контурные линии, как будто рисовал мелком или карандашом; а цыплёнка - ватным
тампоном (смятым комком бумаги), чтобы показать, что цыплёнок не только золотистый,
но к тому же мягкий и пушистый.
Воспитатель читает детям стихотворение «Все цвета
солнца» В. Шипуновой для обогащения «солнечной» палитры, уточнения знаний
оттенков одного цветового ряда и активизации словаря прилагательными на
обозначение цвета (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий...).
Золотая шапка мимозы
И жёлтый листик берёзы,
Янтарная смолка сосновая
И медный жёлудь дубовый,
Огненный хвост лисы на снегу,
Рыжий клён на речном берегу –
Собрались оттенки в тесный кружок –
Солнечный яркий небесный желток.
Задание и вопросы детям. Попробуйте и вы рисовать
пальчиком или ватной палочкой (тупым концом карандаша) - это удобно, быстро и
легко. Составьте на палитрах свои солнечные цвета и оттенки. Подскажите мальчику,
какой цветок лучше всего выбрать в подарок Радуге: мимозу, одуванчик, нарцисс
или золотой шар.
Дети рисуют. Воспитатель помогает советами,
наводящими или косвенными вопросами; напоминает, что рисовать можно как
лёгкими быстрыми прикосновениями (точками, пятнышками), так и контурными
линиями или большим цветовыми пятнами.
В конце занятия воспитатель показывает детям заранее
подготовленные обложки с изображением улыбающегося солнца и заголовком
«Солнечные картинки»; сообщает детям, что под эти обложки они соберут свои
«солнечных» картинки, чтобы получились красивые альбомы.
После занятия. Оформление альбома «Солнечные
картинки».
Воспитатель читает детям литературные произведения,
уточняющие и обогащающие впечатление о «золотом» цвете солнца.
Золото в оконышко,
Деточки играют,
Тебя ожидают.
(украинская песенка)
Одуванчик
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
(О. Высотская)
|