Рисование-экспериментирование Зелёный май (краски весны)
11.05.2011, 09:08
Задачи. Вызвать интерес к экспериментальному
(опытному) освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность,
инициативность.
Материалы, инструменты, оборудование. Краски гуашевые
и акварельные, палитры или керамические плитки (блюдца), кисти разных размеров,
щётки зубные, тампоны ватные, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые,
банки, стаканы или ванночки (кюветы) с водой.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям эпизод из книжки «Цветные
ладошки» про Мальчика, который хотел стать художником, и создаёт условия для
свободного экспериментирования с красками с целью получения разных цветов и
оттенков.
На следующий день - в четверг - солнышко сияло
по-прежнему и сверкала в дождевых каплях Радуга. Мальчик подошёл поближе и
удивился: «Почему твои дуги-дороги так тесно прижались друг к другу, им же
неудобно?»
- Но благодаря этому у меня не три цвета, а целых
семь. Где две дуги накладываются друг на друга, там между ними появляется
третья - два цвета смешиваются между собой и получается новый - смешанный.
Если бы не было такого цветового секрета, ты бы видел только красную, жёлтую и
синюю дуги - мои главные (основные) цвета.
Мальчик смешал на палитре жёлтую и синюю краски.
(Задание детям. Попробуйте и вы смешать жёлтую краску с синей. Что у вас
получилось?)
Скользнув вниз по дуге-лиане, мальчик очутился на
лесной поляне. Как здесь было спокойно и легко! Свежая зелень и прохладная
тень приглашали остановиться и отдохнуть.
Вопрос детям. Назовите королевство, в которое попал
мальчик. Кто там живёт? (Лягушка, крокодил, кузнечик, змея, ящерица,
жук-бронзовка...) Как живётся его обитателям?
Мальчику не давал покоя цветовой секрет.
- А что получится, если смешать краски по-разному:
сначала много жёлтой и мало синей, а потом наоборот - много синей и мало
жёлтой?
- Получатся разные оттенки! - закричала обезьянка. -
Только ты не торопись, узнаешь об этом в самом последнем королевстве.
Мальчик начал смешивать краски. Его ладошки
перепачкались... Но он не стал вытирать их о джинсы. Раз, два, три! - и зелёные
ладошки отпечатались на бумаге -вот и готов новый рисунок для Радуги.
- Ура! - закричала обезьянка, - получилась пальма,
прямо как настоящая!
Мальчик не смог найти зелёный цветок, поэтому выбрал
самую красивую веточку с листочками и отправился домой.
Задание и вопросы детям. Придумайте, что ещё можно
нарисовать ладошками. (Бабочку, перчатки, солнышко, попугая, орла, дикобраза,
ёжика...)
- Давайте и мы с вами поработаем на палитрах, как
настоящие художники.
Дети открывают акварельные краски, смачивают их водой,
сбрызгивая капельки с чистой кисточки. Берут палитры и полоски белой бумаги
для рисования. Воспитатель предлагает сначала «поговорить» с зелёным цветом.
Дети набирают зелёную краску и наносят несколько цветовых пятен на белую
полоску на расстоянии друг от друга (полоску можно предварительно сложить
дважды пополам и развернуть, чтобы отделить «окошки» для пятен). Воспитатель
комментирует: «Это яркий зелёный цвет, он рассказывает о летней траве и
листве». Затем воспитатель предлагает детям промыть кисточку, набрать жёлтую
краску и добавить к одному из зелёных пятен, хорошо смешав. Дети сравнивают
цветовые пятна. Воспитатель спрашивает, о чём или о ком может рассказать этот
цвет (о кузнечиках, лягушках, нежных травинках). Далее воспитатель предлагает
детям снова промыть кисточку, набрать синей краски и смешать ещё с одним
зелёным пятном. Дети сравнивают сине-зелёный цвет с густым дремучим лесом.
Воспитатель создаёт условия для свободного экспериментирования с акварельными
красками в поисках «говорящих» цветов и оттенков.
Пока дети экспериментируют, воспитатель раскладывает
на свободном столе белую бумагу разного формата и размера для летних картин.
Привлекает внимание детей и показывает новый способ создания картины.
«Поиграйте» с двумя красками - жёлтой и синей.
Сначала возьмите много жёлтой и 2-3 капельки синей, смешайте и нарисуйте
что-нибудь зелёное (листочек, травку, гусеницу, крокодила). А потом постепенно
добавляйте синюю краску к жёлтой, рисуйте и наблюдайте, как будет меняться
цвет ваших рисунков.
По ходу занятия воспитатель читает детям стихи о
весне.