Цель: воспитывать интерес к искусству хохломских
мастеров; продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством; учить
выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и
композиционного расположения росписи, технику ее выполнения; учить рисовать
волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением;
закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.
Материал: хохломские изделия, шаблоны мисок, солонок,
ковшей, кружек, ваз, ложек, тонированные черной гуашью, гуашь, кисти, вода, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций,
открыток, слайдов, альбомов, изделий хохломских мастеров; экскурсия на выставку
прикладного искусства «Золотая Хохлома», в магазин (отдел «Народные промыслы»).
Ход занятия
Воспитатель рассказывает о народном промысле Хохломы,
рассматривает с детьми образцы изделий хохломских мастеров. Обратить внимание
на элементы орнамента и предложить самостоятельно выделить и назвать их (цветы,
трава, ягоды, листья и т. д.). Подчеркнуть главную особенность хохломской
росписи: художник никогда не рисует контур узора. Мелкие детали делают сразу
мягкой кисточкой. Эта роспись и родила кудреватость хохломских травок, мягкость
лепестков и листьев.
Определить с детьми, что роспись ложится волнистым
узором потому, что основу ее составляет изогнутая веточка. Самые затейливые
узоры называются «Кудрина». Показать, как травка превращается в кудри - завитки.
Мелкими колечками окружены причудливые цветы. Цветы и завитки золотые, словно
перья сказочной жар-птицы, на черном фоне.
Обратить внимание на ритмичное расположение одинаковых
элементов (ягоды рябины, малины, клубники, цветы, листья - все повторяется).
Показать приемы проведения волнистой линии, завитков, травинок. Дать
возможность поупражняться на отдельном листе бумаги.
Уточнив цвета, которые используются в хохломской
росписи (золотистый, красный, зеленый, черный), предложить расписать готовые
изделия. Оформить выставку, а вечером рассказать родителям о хохломской
росписи.
|