Задачи. Продолжать учить детей самостоятельно и
творчески отражать свои представления о море разными изобразительно-выразительными
средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных.
Познакомить с понятием «азбука», «алфавит».
Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа. Просмотр диапозитивов,
иллюстраций, открыток, марок на морскую тему с целью обогащения художественных
впечатлений детей. Посещение с родителями дельфинария, зоомагазина. Беседа о
жизни морских жителей. Знакомство с внешним видом и поведением отдельных
животных - дельфина, акулы, краба, осьминога, медузы, морского конька и т.д.
Рисование морских обитателей с опорой на наглядность.
Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные
квадратики или прямоугольники с печатными буквами в уголках (от А до Я).
Фломастеры или цветные карандаши (на выбор детям). Композиционная основа -
лист бумаги большого формата, тонированный в цвет морской волны, с заголовком
«Морская азбука» и 2-3 «окошками», например, с буквами А (акула), С (скат) и Я
(якорь).
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Репродукции картин, художественные открытки.
Плакаты «Морская азбука», «Море» или набор картинок.
Технологическая карта «Кораблик. Ветер по морю
гуляет» (лепка).
Книга «Пластилиновый остров» (автор Лыкова И.А.).
Раскраски «Рыбки-подружки», «Крошки-осьминожки» (автор
Лыкова И.А.).
Книга «Морские прописи» (автор Родина Н.М.).
Комплект карточек «Кто с кем дружит» (автор Рыжова
Н.А.).
Содержание занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на «Морскую
азбуку» и читает стихотворение Г. Лагздынь «Море голос подаёт» (сонная
сказка), указывая на картинки с изображениями разных морских обитателей (по
мере их появления в стихотворении).
Мчатся белые барашки,
(картинка с изображением пенистых волн)
Гальку круглую жуют!
(морские камешки -реальные или их изображение)
Полосатые тельняшки
Мне покоя не дают.
Я лежу на берегу,
Дом из гальки стерегу!
А вода - качается...
А глаза - сли-па-ют-ся...
Волны ластятся ко мне...
Что такое? Я - на дне?!
Вот сверкнули плавники.
Это рыбьи косяки –
Иваси, треска, селёдка,
Ёж на дне лежит, как щётка!
(картинка с морским ежом)
Ярко-синие иголки
У него тверды и колки.
Вот медуза, студнем блуза,
(картинка с медузой)
Вся прозрачная, без груза.
Мягко плавает медуза,
Дышит нежностью живой,
Абажуром ходит блуза,
Бант на блузе с бахромой.
Вот несётся осьминог,
(картинка с осьминогом)
Пара глаз и восемь ног.
Хорошо, что босиком,
Жмёт за рыбьим косяком.
Звёзды плавают по днищ,
(картинка с морскими звёздами)
Звёзды в море ищут пищу.
Толстый краб ползёт, спешит,
(картинка с морским крабом)
Рыб пугает и смешит.
В раковинах мидии,
Словно их обидели:
Чуть открыли створки –
Узенькие щёлки.
Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку,
За коралловый пенёк,
Хочет сесть в воде конёк,
(картинка с морским коньком)
Но не получается:
Всё в воде качается.
Одноглазой камбале
(изображение камбалы)
Хорошо лежать не дне.
Только много ль належишь?
Хоть бочком, а побежишь!
Проплывает мимо скат -
(изображение ската)
Электрический заряд.
Каждой рыбке с детства ясно:
Встреча с ним всегда опасна!
У кальмара десять ног,
(изображение кальмара)
Но кальмар не осьминог.
Он сидит среди актиний,
(картинка с актиниями)
Фиолетовых и синих,
Плавно щупальцами крутит,
Дно морское тихо мутит,
И в кальмаровы сачки
Попадаются рачки.
Кто-то сверху дал сигнал,
Опускают в море трал.
Мелкохвостые креветки
(картинка с креветками)
Облепили разом сетки.
Ну, а в них уже - кефаль,
Серебрится, будто сталь.
Поднялась со дна вдруг тина!
В море - грохот! В море - гул!
Нападают на дельфина
(картинка с дельфином)
Кровожадных пять акул!
(картинка с акулами)
Загоняю хищниц в трал.
Что со мной? Никак я спал?
Шёпот гальки,
Шум прибоя...
Море голос подаёт!
Это море! Знаю - море!
Усыпляет и зовёт, (изображение моря)
Воспитатель предлагает детям всем вместе составить
«Морскую азбуку». Показывает общую композиционную основу -лист бумаги цвета
морской волны с 2-3 «окошками», например, с буквами А (акула), С (скат) и Я
(якорь). Поясняет, что для составления общей азбуки нужно выбрать по одному
«окошку» с буквой алфавита и нарисовать любое морское существо, растение или
даже предмет, название которого начинается на эту букву. Дети выбирают
карточки, определяются с замыслами, советуются с педагогом и друг с другом,
выбирают художественные материалы и начинают рисовать. Если кто-то из детей
быстро справится с заданием, можно предложить выбрать ещё одну карточку из
оставшихся или порисовать на композиционной основе.
В конце занятия дети приносят свои «окошки» с буквами
и картинками на общую основу. Воспитатель показывает два варианта размещения
карточек - по горизонтали и по вертикали. Затем выставляет алфавит и
предлагает детям разместить карточки в алфавитном порядке. Эта работа может
быть продолжена во второй половине дня - в самостоятельной художественной
деятельности.
После занятия.
Оформление и рассматривание «Морской азбуки».
Повторное чтение стихотворения Г.Р. Лагдздынь «Море голос подаёт».
Беседа о море и его обитателях. Дидактические речевые
игры с азбукой. |