Рисование на камешках по замыслу. Превращения камешков
11.05.2011, 09:25
Задачи. Учить детей создавать художественные образы
на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приёмами рисования
на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать
художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым
замыслом). Развивать воображение.
Предварительная работа. Подготовка для занятия чистых
и просушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и
обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью
(шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заострённой...). Игры
с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Конструирование из природного
материала (опредмечивание природных форм); рассматривание и обследование
предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).
Материалы, инструменты, оборудование. Чистые и
просушенные камешки разной формы, величины и расцветки; широкий ассортимент
художественных материалов: мелки, пастель, карандаши, фломастеры, гуашевые
краски, кисточки разного размера; баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые;
скульптура малых форм (например, зайчонок, мышка, птичка, медвежонок, слоник,
дельфин, грибок); поворотный диск для демонстрации мелкой пластики.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям несколько скульптур малых
форм (например, зайчонка, мышонка, птичку, медвежонка, грибок и т.д.),
выставляя их поочерёдно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это
такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мышонок,
грибок, а их изображения, причём изображения объёмные и называются они
скульптурами.
Педагог рассказывает детям, что скульптура - это вид
искусства, в котором художники - скульпторы - создают образы людей, животных,
сказочных существ. Эти образы объёмные, поэтому мы можем посмотреть на них
спереди, сзади, сбоку и сверху, даже можем обойти вокруг и осторожно
потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие - их устанавливают на
улицах городов, в парках, возле театров и административных заданий... И бывают
скульптуры совсем маленькие -такие, как вот эти (педагог ещё раз обращает
внимание детей на мелкую пластику). Такие скульптурки можно увидеть в музеях,
художественных салонах и на выставках. А ещё мелкие скульптуры продаются в
магазинах, чтобы люди могли украсить ими свой дом. Скульптуру всегда делает
мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помощью
специальных инструментов.
Затем педагог предлагает детям самим создать необычные
скульптуры из камней и камешков.
- Давайте представим, что мы с вами -скульпторы.
Сейчас каждый из нас выберет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала
вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю - он такой приятный на
ощупь, гладкий и немножко шершавый. Рассматриваю камешек со всех сторон,
поворачиваю и стараюсь понять, кого или что он мне напоминает. (Далее приведён
пример опредмечивания конкретной природной формы; каждый воспитатель приводит
свой пример с учётом особенностей того или иного камешка.) Если поверну вот
так, - увижу грибок. Если посмотрю с другой стороны, - увижу жука... Кто из них
мне понравился больше? Пожалуй, жук. Вот у него продолговатое туловище, а вот
голова и будто крылышки раскрывает, чтобы взлететь. Надо усилить, подчеркнуть,
«проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке:
проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметными, прорисую глазки.
Теперь возьму пастель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на
камешке разными материалами, сопровождая показ комментарием.) Вот какой
красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нравятся, рассмотрите
их и превратите в красивые скульптуры.
Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой
«Картинки из лужи»:
Мамонт хоботом из лужи
Голубой воды набрал
И на камушках ненужных
Васильки нарисовал.
На скале - лоскутик неба.
На тропинке - мотылька.
Жаль, что мелковата лужа,
Жаль, что лужа не река.
Дети выбирают камешки, художественные материалы и
начинают рисовать на камешках.
После занятия. Дети составляют рассказы о своих
«оживших» камешках, проводят мини-выставку скульптур малой формы.
Чтение рассказа Г.Р. Лагздынь «Живой камушек»:
Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки
круглые, плоские, продолговатые, овальные: серые, чёрные, с красными,
зелёными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белёсых от
высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.
Я рассматриваю камушки, глажу и подкидываю на ладони,
складываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на
божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С
камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот
он соскользнул, перевернулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на
груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась,
как замер жучок, лежит, словно мёртвый, лапок не видно, все под себя подобрал.
Положила я жучка на ладонь, на красивую мраморную
спинку, ножками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздрагивают. Наверно,
волнуется?..
- Беги, жучок! Беги!
Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам
пробирается жучок с полированной спинкой, так похожий на маленький,
обкатанный морем камушек.