Задачи. Учить рисовать лиственные деревья, передавая
характерные особенности строения ствола и кроны (берёза, дуб, ива, осина),
цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и
другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать
способности к созданию выразительных образов, используя различные средства
изображения.
Предварительная работа. Экскурсия в парк,
рассматривание деревьев. Сбор листьев и плодов, составление коллекции
природного материала. Рассматривание изображений деревьев. Знакомство с репродукциями
картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева.
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги
белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров,
баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершённые
рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (берёза, дуб,
ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».
Содержание занятия.
Воспитатель выставляет на мольберте несколько
пейзажей. Предлагает детям полюбоваться. Рассказывает, что многие известные
художники - Шишкин, Левитан, Васнецов, Васильев - любили рисовать природу. Они
выбирали очень красивые или чем-то другим интересные или памятные места,
любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые
картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти или
даже приехать издалека, чтобы посмотреть на них.
Проводит маленькую искусствоведческую беседу по
содержанию картины И.Левитана «Берёзовая роща», задавая вопросы: что изображено
на картине, какое время года и какое время суток (как об этом догадались?),
какой это лес (берёзовая роща), какое настроение в таком лесу?
Воспитатель сообщает, что даже настоящие художники не
сразу научились писать картины. Они долго-долго учились и каждый день много
рисовали. И даже когда стали художниками, для каждой картины сначала писали
этюды - небольшие наброски карандашом или углем, чтобы лучше понять, как выглядит
то или иное дерево, тот или иной предмет.
- Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды -
рисовать отдельные деревья - берёзу и дуб, иву и осину, чтобы лучше узнать,
как они выглядят, и научиться рисовать так, чтобы все могли сразу узнать, какие
это деревья.
По ходу занятия воспитатель читает стихи И. Токмаковой
о деревьях:
Ива
Возле речки, у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Осинка
Зябнет осинка.
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Дуб стоит зелёный,
Значит, - дуб выносливый,
Значит, - закалённый.
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Стоишь ты, кудрявая,
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
(русская народная песня)
Воспитатель показывает детям изображения деревьев
(берёза, дуб, ива, осина и др.). Предлагает сравнить, чем деревья похожи и чем
отличаются друг от друга (по форме и толщине ствола, размещению и толщине
веток, форме кроны, окраске и др. признакам). (Привлекает опыт детей,
полученный на экскурсии в осенний парк и стихотворные описания деревьев.)
Затем воспитатель показывает на демонстрируемых
рисунках некоторые приёмы изображения: ствол будем рисовать всем ворсом кисти,
а ветки - кончиком, ветки берёзки нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы -
свисающими вниз.
Учебные рисунки воспитатель убирает и напоминает детям
задание: нарисовать лиственные и хвойные деревья, чтобы они были как настоящие.
Дети рисуют деревья по своему желанию - на одном или на нескольких листах
бумаги.
Воспитатель сообщает детям, что скоро они будут
рисовать большую картину «Осенний лес», и тогда пригодится то, чему научились
сегодня, - рисовать разные деревья так, как будто они настоящие.
После занятия. Оформление экспресс-выставки «Деревья в
нашем парке». Воспитатель читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Праздничная
осень»: