Задачи. Учить рисовать женский портрет. Инициировать
самостоятельный поиск изобразительно- выразительных средств для передачи
особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы,
бабушки, сестры, тёти). Продолжать знакомство с видами и жанрами
изобразительного искусства (портрет).
Предварительная работа. Рассматривание разных
портретов на художественных открытках и репродукциях картин известных
художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом
гуашевых красок для получения разных светлотных оттенков (розовый, телесный).
Беседа «Наши мамы и бабушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в
группу.
Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая».
Материалы, инструменты, оборудование. Белая и
тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки,
баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников-портретистов;
опорные рисунки для показа этапов работы.
Содержание занятия.
Воспитатель читает детям стихотворение В. Берестова
«Праздник мам»:
Восьмое марта, праздник мам,
Тук, тук! - стучите в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
Мы пол для мамы подметём,
Мы стол накроем сами.
Мы сварим для неё обед.
Мы с ней споём, станцуем.
Мы красками её портрет
В подарок нарисуем.
- Их не узнать! Вот это да! -
Пусть мама скажет людям.
А мы всегда,
А мы всегда,
Всегда такими будем!
Далее воспитатель проводит краткую беседу о том, где и
кем работают наши мамы, бабушки, тёти; какие они (красивые, добрые, ласковые,
умелые) и предлагает нарисовать портреты гуашевыми красками, чтобы к женскому
празднику оформить в детском саду красивую выставку.
Педагог напоминает детям, как они рисовали портреты
пап и дедушек; повторно показывает опорные рисунки, подсказывающие
последовательность работы над портретом: 1) карандашный эскиз; 2) овал лица; 3)
причёска, 4) разметка черт лица (точки или тонкие штрихи, намеченные
карандашом); 5) глаза; 6) губы; 7) нос; 8) детали одежды и аксессуары
(галстук). Предлагает детям самим вспомнить и рассказать, как и в каком
порядке будем рисовать, по ходу делая уточнения, связанные со спецификой
женского портрета (более нежный цвет кожи, сложные и разнообразные причёски,
красивые наряды и украшения).
Спрашивает, какого цвета кожа на лице мамы (нежная,
розовая, иногда загорелая), и как получить такой цвет (оттенок) на палитре.
Демонстрирует цветовую модель и советует поэкспериментировать с цветом в
поисках нежных, розово-телесных оттенков разной светлоты. Дети в течение
двух-трёх минут выполняют это цветовое упражнение на палитрах. Воспитатель
повторно показывает детям схему (которую дети уже рассматривали, когда рисовали
папин потрет), чтобы уточнить представление о том, как передать пропорции
лица, где и как нарисовать глаза, нос, рот, уши. Объясняет варианты изображения
женских причёсок. Советует вспомнить, какого цвета у мамы глаза и волосы, чтобы
точно подобрать нужный цвет или оттенок.
Воспитатель напоминает, что дети могут рассмотреть
мамины фотографии и по свому желанию нарисовать потрет любого размера на белом
или цветном фоне. Дети выбирают лист желаемого формата и цветового тона и
начинают рисовать.
По ходу занятия воспитатель читает детям стихотворение
Г.Р. Лагздынь «Без мамы».
Без мамы в квартире
Печально и пусто.
Без мамы в квартире
И скучно, и грустно.
А мама придёт
Словно солнышко встретишь!..
После занятия. В самостоятельной художественной
деятельности дети под руководством воспитателя (преподавателя изостудии)
оформляют портреты своих мам красивыми самодельными рамочками, дополняют по
своему желанию красивыми аксессуарами, подготовленными на занятии по
конструированию (браслеты, серёжки, бусы, заколки для волос) и готовят
выставку.
Чтение стихотворений Г.Р. Лагздынь:
Я, как мама,
Шью для Кати
В голубой цветочек платье.
Два кармашка,
Бантик, пряжка!
Рукава-фонарики.
Помогает мне Аркашка,
Мой братишка маленький!
Спрашивает бабушка:
- Где ты, моя внучка?!
Спрашивает бабушка:
- Где ты, почемучка?!
Приставать мне к бабушке
Больше не годится!
Надо мне самой теперь
За букварь садиться! |