Рисование по содержанию загадок и стихов «Загадки с грядки»
09.05.2011, 22:15
Задачи. Учить передавать форму и характерные
особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые
и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного
оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.
Предварительная работа. Загадывание и отгадывание
загадок, рассматривание овощей, беседа об овощах как огородной культуре.
Уточнение представлений о том, что такое овощи, кто какие овощи любит, что из
них можно приготовить, как овощи заготавливают на зиму?
Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски,
кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки
влажные и сухие; овощи (реальные или муляжи) для уточнения представлений о
внешнем виде.
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную
игру - послушать загадки, но ответ на загадки не произносить вслух, а рисовать.
Воспитатель загадывает по одной загадке, давая детям время подумать и
нарисовать отгадку. Дети рисуют каждый овощ-отгадку на отдельном листочке или
же последовательно на одном листе бумаги. Воспитатель создаёт игровую ситуацию:
«Листочки бумаги - это как будто грядки, на которых сейчас «вырастут» овощи, а
как они называются, вы отгадаете, послушав загадки».
Загадки об овощах
Я гладкий и блестящий,
Расту в теплице чаще,
Люблю тепло и солнце,
Краснею на оконце.
Прошу - не жмите красный бок,
Запачкать может красный сок.
(Помидор.)
Воспитатель советует нарисовать помидор, смешивая
красный, оранжевый и жёлтый цвета красок. При желании можно нарисовать красный
помидор и раскрасить один бочок жёлтым, оранжевым или зелёным цветом и
дорисовать узкие листочки.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
(Репа.)
Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с
красками на палитрах (или листочках бумаги) для получения ярко-жёлтого цвета,
при необходимости подсказывает, что нужно смешать жёлтый и красный цвета.
Напоминает, что репу можно нарисовать, как помидор, но дорисовать кончиком
кисточки тонкий хвостик. По желанию дети могут нарисовать крупные широкие
листья.
За кудрявый хохолок
Лису из норки уволок.
(Морковь.)
Воспитатель спрашивает детей, как можно получить
оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к жёлтой краске добавить немного
красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети по желанию
дорисовывают зелёный «хвостик».
Примечание: следующая загадка про капусту предлагается
в том случае, если рисование по содержанию стихотворения Н. Кончаловской
«Показал садовод...» переносится в самостоятельную художественную
деятельность.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи.
(Капуста.)
Воспитатель показывает два способа рисования капусты:
1) рисует большой круг светло-зелёного цвета и, не дожидаясь, когда краска
высохнет, проводит по нему волнистые линии тёмно-зелёного и сине-зелёного
цвета, будто это листья капусты, свёрнутые в вилок; 2) смешивает на палитре
3-4 оттенка зелёного цвета и наносит на лист белой бумаги несколько пятен
(листьев), чередуя их по цвету, и постепенно соединяет эти «листья» в вилок
капусты.
А теперь послушайте смешное стихотворение о
саде-огороде, которое написала Наталья Кончаловская:
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК И РЕПУСТА.
СЕЛЬДЕРЕШЕК поспел,
И МОРКОФЕЛЬ дозрел,
Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,
А таких БАКЛАЧКОВ
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Воспитатель предлагает детям нарисовать свою смешную
загадку про овощи, чтобы товарищи могли отгадать, что это -«огурбуз» или
«помидынь», «редисвёкла» или «моркофель». Дети рисуют (это задание на развитие
воображения и чувство юмора можно предложить во второй половине дня для
самостоятельной художественной деятельности).
В конце занятия воспитатель предлагает детям
рассмотреть «грядки» с овощами и показать их товарищам. Отмечает те рисунки, в
которых детям удалось нарисовать овощи, как настоящие. В смешных рисунках-загадках
(нарисованных по стихотворению) выделяет оригинальные решения (изменение
цвета, сочетание форм).