Задачи. Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов
по мотивам экзотических растений. Показать приёмы видоизменения и
декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать
творческое воображение, чувство цвета (контраст, нюанс) и композиции.
Активизировать в речи детей прилагательные (качественные и сравнительные).
Пробудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими, рассматривать
и переносить полученные представления в художественную деятельность.
Предварительная работа. Знакомство с экзотическими
растениями (рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций, репродукций,
изображений в детских энциклопедиях и тематических альбомах, например,
«Орхидеи», «Кактусы», «Суккуленты», «Лилейные», «Розы» и пр.); посещение
ботанического сада оранжереи, зимнего сада и пр. Рисование комнатных растений
с натуры (простыми и цветными карандашами). Беседа об особенностях внешнего
вида, условиях жизни и местах произрастания экзотических растений.
Конструирование цветковых растений из разных материалов (бумаги, ткани,
проволоки), Рассматривание иллюстраций к сказке С. Аксакова «Аленький
цветочек». Слушание музыки («Вальс цветов» П.И. Чайковского). Рассматривание
альбомов по народному декоративно-прикладному искусству («Хохлома», «Гжель»).
Материалы, инструменты, оборудование. Бумага белая и
цветная (тонированная) для фона, художественные материалы на выбор детям -
краски гуашевые и акварельные, пастель, фломастеры, гелиевые ручки, цветные
карандаши, ватные палочки, перышки; лак для ногтей с блёстками.
Таблица или серия таблиц с элементами и растительными
мотивами разных видов народного декоративно-прикладного искусства.
Рекомендуемые пособия, наглядность.
Плакаты «Наш луг», «Рисуем цветы», «Клумба».
Комплект технологических карт по аппликации «Цветы».
Комплект технологических карт по лепке «Наш луг».
Альбом «Чудо-цветы».
Серия альбомов для детского художественного
творчества «Наш вернисаж» (автор Лыкова И.А.)
Содержание занятия.
Воспитатель спрашивает детей о том, что они считают
самым красивым на свете. По ходу беседы задаёт уточняющие вопросы. (Чем мы
можем полюбоваться на даче, в парке, в саду, на лугу и даже дома? Что всем
женщинам дарят на 8-е марта?) Педагог показывает детям несколько разных живых
растений или их изображений, предлагает полюбоваться красивыми цветами и
описать их самыми красивыми словами (можно провести речевую игру на
образование прилагательных: чудесные - чудеснейшие, удивительные - удивительнейшие,
восхитительные - восхитительнейшие, очаровательные - очаровательнейшие,
необыкновенные-необыкновеннейшие, нежные - нежнейшие, красивые -красивейшие).
Педагог сообщает, что в саду, на лугу, в парке, в лесу и даже в горах растут
самые настоящие (реальные) цветы. Показывает изображения цветов, уточняя (по
возможности), как они называются и где растут (орхидеи - в тропических лесах,
эдельвейсы в горах, кактусы с необыкновенными по красоте цветами - в
пустыне...).
Затем воспитатель показывает детям несколько
изображений фантазийных растений (это могут быть произведения
декоративно-прикладного искусства, иллюстрации к сказкам и потешкам). Спрашивает
детей, существуют ли такие цветы на самом деле? Дети высказывают свои догадки о
том, что эти необычные цветы не реальность, а фантазия, их придумали и создали
художники (мастера искусства). Педагог вывешивает учебные рисунки и таблицы
(см. рисунок) и обращает внимание детей на то, что при создании фантазийных
растений художники изменяют по своему замыслу весь цветок или некоторые его
части и характерные признаки (форму и размер венчика, количество и очертания
лепестков, колорит). А мастера народного искусства украшают цветы разными
узорами из точек, полосок, волнистых линий, мазков, трилистников и пр.
Педагог предлагает детям выбрать художественные
материалы по своему желанию и нарисовать фантастические цветы. Дети рисуют
красками (гуашевыми или акварельными), фломастерами, маркерами, цветными
карандашами, гелиевыми ручками. Воспитатель показывает оригинальные приёмы
оформления готовых рисунков лаком с блёстками для ногтей.
После занятия. В свободной художественной
деятельности дети могут оформить общий альбом «Фантастические цветы».
|